Первая ласточка. ЛЭТИ идёт в регионы

Первая ласточка. ЛЭТИ идёт в регионы

В новом учебном году на кафедре ЛИНС начали реализовываться две новые образовательные программы, которые ориентированы на студентов, живущих и работающих в Перми.

17.10.2022 375

В новом учебном году на кафедре ЛИНС начали реализовываться две новые образовательные программы, которые ориентированы на студентов, живущих и работающих в Перми. Этот опыт стал уникальным для ЛЭТИ и открывает перед нашим вузом важные перспективы.


В ИНТЕРЕСАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Обе программы (и бакалавриата, и магистратуры) появились по инициативе Пермской научно-производственной приборостроительной компании (ПНППК), производящей навигационные системы и их чувствительные элементы – гироскопы. Наш университет в лице кафедры ЛИНС совместно с малым предприятием «ИНЕРТЕХ» изготавливает для ПНППК испытательные стенды для навигационных систем. В ходе этого сотрудничества предприятие попросило ЛЭТИ оказать содействие в подготовке кадров.

В Перми есть два университета – классический и политехнический, но ни в одном из них не готовят специалистов в области навигационной техники.

Магистерская программа «Приборы и системы навигации» организована относительно просто: окончившие бакалавриат студенты трёх вузов (Пермского национального исследовательского политехнического университета, Пермского государственного университета и ЛЭТИ) поступают на бюджетные места в магистратуру в Петербурге. Особенность реализации программы заключается в том, что студенты проходят обучение в нашем университете, живя в Перми и работая на ПНППК.

Обучение по дисциплинам, для которых не нашлось местных преподавателей, проводится либо дистанционно, либо путём выезда преподавателей ЛЭТИ в Пермь на одну-две недели.

Порядок работы по программе бакалавриата «Оптические и навигационные системы» гораздо сложнее. Из бюджета Пермского края выделены средства на оплату контрактной формы обучения пермских студентов в ЛЭТИ. По окончании второго курса Пермского политехнического университета одиннадцать студентов бакалавриата поступили в наш университет на первый курс и сразу всей группой были переведены на третий с перезачётом многих ранее изученных дисциплин. При этом они будут продолжать учиться у себя по направлению «Фотоника», а в нашем университете – по направлению «Приборостроение», по индивидуальным планам. Как и магистранты, они живут и работают в Перми.

Как и к магистрантам, к ним выезжают наши преподаватели и читают отдельные дисциплины вахтовым методом. «Мы обучаем студентов, которые постоянно находятся в другом городе, – рассуждает заведующий кафедрой ЛИНС Юрий Владимирович ФИЛАТОВ. – Такой процесс обучения непривычен и сложен для нас».

В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ

Обсуждение договора с вузом-партнёром заняло много времени. Поскольку студенты бакалавриата учатся на контрактной основе, а оплата их обучения поступает через Пермский политехнический университет из бюджета Пермского края, в обсуждении участвовали представители финансового блока ЛЭТИ. Были задействованы также юридический отдел и департамент образования. Проводилось множество совещаний, как внутри нашего вуза, так и с пермскими партнёрами, – дистанционно.

«Это не в чистом виде сетевая программа, – поясняет начальник юридического отдела ЛЭТИ Ирина Павловна ФЁДОРОВА. – В своём постановлении Правительство Пермского края назвало её «комплексной программой двойных дипломов». Многие вузы применяют систему двойных дипломов, но в основном – с зарубежными партнёрами. На территории России примеров таких программ очень мало, поскольку отечественное законодательство не предусматривает понятия «программа двойных дипломов», «совместная программа». Но практика приводит нас к тому, что таких программ будет становиться больше».

«Для меня, как юриста, это была интересная работа, потому что ситуация – нестандартная, – признаётся она. – Мы обсуждали каждое слово, каждую фразу».

Было несколько существенных сложностей. ЛЭТИ является университетом федерального подчинения, а деньги на обучение пермских студентов выделяются из регионального бюджета. Кроме того, у двух университетов не совпадают государственные образовательные стандарты: в ЛЭТИ они федеральные, а в Пермском политехе, имеющем статус национального исследовательского университета, – собственные.

Для ЛЭТИ новый опыт кафедры ЛИНС крайне важен в контексте участия в программе «Приоритет–2030». На очередном заседании приёмной комиссии ректор нашего университета Виктор Николаевич ШЕЛУДЬКО дал указание в следующем году увеличить набор абитуриентов и нивелировать негативный эффект от того, что минувшим летом многие студенты из регионов остались у себя, решив не поступать в столичные вузы.

ПОЕЗДКА В ПЕРМЬ

В течение недели, с 18 по 24 сентября, в командировке в Перми побывала доцент кафедры ЛИНС Людмила Николаевна ПОДГОРНАЯ. Вахтовым методом, по три «пары» в день, на базе учебного центра ПНППК она читала студентам магистратуры дисциплину «Теория гироскопических устройств». Для обучения студентов Людмила Николаевна выезжала впервые, но в Перми уже была в феврале – в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации работников того самого предприятия.

Сентябрьская поездка прошла так же продуктивно: «Я уже была знакома со многими коллегами, понимала их потребности и запросы».

Занятия начинались в десять утра по местному времени, или в восемь – по московскому. «Некоторые принципы работы приходилось менять на ходу, – рассказывает Людмила Подгорная. – Например, снижать темп освоения нового материала, чтобы студенты успели сами постоять у доски и вывести необходимые формулы».

По её словам, обратная связь была мгновенной. Если в первые дни студенты просили закончить пораньше, потому что с трудом воспринимали материал, то к концу недели были готовы остаться подольше, чтобы лучше разобраться в предмете.

Разумеется, одной неделей, даже состоявшей из 34 аудиторных часов, изучение курса не ограничивается. До командировки в Пермь Людмила Николаевна две недели вела лекции дистанционно и после возвращения ещё три недели будет взаимодействовать с магистрантами онлайн. А в декабре вся группа на неделю приедет в Петербург, чтобы очно выполнить лабораторные работы по нескольким дисциплинам.

Вот как прокомментировал старт совместных программ проректор по учебной работе Сергей Александрович ГАЛУНИН: «Шаг за шагом происходит трансформация образовательного процесса в нашем университете. Становятся привычными электронное обучение, дистанционные технологии. Модель реализации совместных программ с ПНППК – это новый шаг в образовательных технологиях, реализуемых в ЛЭТИ. Выпускники этих программ будут подготовлены под конкретные задачи ПНППК и смогут быстро влиться в производственный процесс предприятия».


Евгений Веснин