На пути к магистратуре будущего

На пути к магистратуре будущего

К 2027 году количество студентов, обучающихся в ЛЭТИ по программам бакалавриата и магистратуры, должно сравняться, а их общее число к 2030 году должно составить 17 тысяч человек вместо нынешних 10 тысяч.

242

Согласно стратегии развития, принятой СПбГЭТУ «ЛЭТИ» как одним из участников программы «Приоритет 2030», к 2027 году количество студентов, обучающихся в ЛЭТИ по программам бакалавриата и магистратуры, должно сравняться, а их общее число к 2030 году должно составить 17 тысяч человек вместо нынешних 10 тысяч.


НАВСТРЕЧУ АБИТУРИЕНТУ

Ещё одним стратегическим вектором развития ЛЭТИ является трансформация в так называемый магистерский вуз, что означает наличие значительного числа разнообразных магистерских программ, сильной аспирантуры, а ещё – возможности поступить в магистратуру ЛЭТИ без обязательного базиса в бакалавриате нашего же университета. Также учёба в магистратуре должна давать студентам возможность получить вторую квалификацию – иногда принципиально отличающуюся от той, что была получена в бакалавриате.

Для достижения этих целей, а также для модернизации существующих магистерских программ и создания принципиально новых, в том числе сетевых и междисциплинарных, с 31 января по 4 февраля в нашем университете прошёл первый этап Школы по проектированию новых и трансформации существующих программ магистратуры World Educators’ School.

В течение пяти дней более восьмидесяти преподавателей и представителей администрации ЛЭТИ, а также МИФИ и Томского политехнического университета слушали лекции приглашённых экспертов, запросы представителей промышленности, а главное, объединившись в заранее составленные группы, работали над образовательными программами.

Перед началом практической работы участникам Школы было предложено сформулировать для самих себя ответы на ряд принципиальных вопросов. Например, составить портрет типичного выпускника магистратуры ЛЭТИ: кем он стал после выпуска, где работает, сколько зарабатывает, что умеет делать хорошо, а что – плохо. Каковы особенности и конкурентные преимущества существующих образовательных программ, существуют ли их аналоги в России и в мире. Каким в ЛЭТИ видят идеального абитуриента. Какие области знаний сейчас в тренде, с какими программами они соотносятся. Наконец, кому ещё в России и даже в мире может быть интересна существующая магистерская программа.

Получив ответы на эти вопросы и пройдя своеобразную точку отсчёта для мозгового штурма, группы приступили к работе над следующими программами и будущими проектами: «Радиофотоника» (сетевая программа МИФИ + ЛЭТИ), «RnD электротехника», «Art and Science», «Data science в энергетике» (сетевая программа с ТПУ), «Автоматика» (сетевая программа с ТПУ), «Digital healthcare», «Компьютерное зрение», «Интеллектуальные измерительные системы», «Управление в сфере RnD», «Intercultural communication in business», «Компьютерная лингвистика».

Согласно стратегии развития, принятой СПбГЭТУ «ЛЭТИ» как одним из участников программы «Приоритет 2030», к 2027 году количество студентов, обучающихся в ЛЭТИ по программам бакалавриата и магистратуры, должно сравняться, а их общее число к 2030 году должно составить 17 тысяч человек вместо нынешних 10 тысяч.

Важно отметить, что 4 февраля работа Школы не закончилась, а представленные в этот день программы будут дорабатываться ещё в течение полутора месяцев. Вновь вернуться к ним слушателям Школы предстоит 23 марта.

ПЕРЕСБОРКА УЖЕ ВИДНА

«Важно, чтобы каждый преподаватель, особенно руководитель программы, брал на себя ответственность за то, что он делает, – подчеркнула на закрытии первого этапа Школы проректор по международной деятельности Анастасия Андреевна МИНИНА. – Вуз всячески будет содействовать развитию ваших программ. Но если не найдётся человека, который будет сам их двигать, ничего не получится. 23 марта будем ждать вас с конкретными предложениями».

Также в числе положительных итогов первого этапа Школы Анастасия Андреевна отметила, что разработчики образовательных программ начинают формулировать запросы к пространству и материально-технической базе, необходимым для их реализации.

«Приятно поразило, что пришли заинтересованные люди, которые понимают, что им самим предстоит работать с тем, что они сейчас делают, – сказал корреспонденту «Электрика» проректор по учебной работе Сергей Александрович ГАЛУНИН. – Когда я ходил по аудиториям, где размещались группы, то видел, что все они погружены в работу. Многие меня даже не заметили».

В работу Школы были вовлечены абсолютно все факультеты – ещё один несомненный плюс. «За пять дней у некоторых программ уже видна пересборка, – заметил Сергей Александрович. – Видно, что появляются новые программы, которых раньше не было. Надеюсь, что за счёт необычности они будут востребованы у абитуриентов». Администрация ЛЭТИ ожидает, что через полтора месяца почти все программы будут доработаны, и с 1 апреля на многие из них будет начат приём на контракт. Такую технологию давно используют ведущие вузы, например, в Томском политехе начали набор уже с 1 февраля. Это позволяет привлечь больше иностранных студентов и выпускников прошлых лет.

РАДИОФОТОНИКА ДВУХ СТОЛИЦ

«Нас пригласили для разработки совместной сетевой программы по радиофотонике, – рассказывает доцент МИФИ Юрий Дмитриевич СИБИРМОВСКИЙ. – Эта новая область, объединяющая электронику и фотонику, сейчас активно развивается в России и в науке, и в промышленности. В ЛЭТИ уже есть образовательная программа, а также компетенции в области измерения и приборостроения для радиофотоники, а в МИФИ – сильная технологическая база в этой области: лабораторное оборудование, на котором могут работать студенты».

В рамках новой сетевой программы планируется развивать обмен студентами, чтобы те могли учиться и в Москве, и в Петербурге, получив лучшее от обоих вузов. В научном плане оба вуза давно сотрудничают, а теперь будут сотрудничать и в плане образовательном.

«Именно здесь мы начали разрабатывать проект совместной программы, кроме того, узнали, как это делается, – продолжает Юрий Дмитриевич. – Очень много информации, много методов построения образовательных программ».

IT В ЭНЕРГЕТИКЕ

«Здесь присутствуют представители трёх наших школ: энергетики, информационных технологий и робототехники, а также школы ядерных технологий, – сказал директор Инженерной школы энергетики Томского политехнического университета Александр Сергеевич МАТВЕЕВ. – Все мы работали в трёх разных группах и везде нашли понимание, договорились о конкретных шагах по разработке совместных программ».

Практическим результатом сотрудничества ЛЭТИ и ТПУ будут новые русскоязычные и англоязычные магистерские программы с обменом студентами.

«Студенты ЛЭТИ с хорошими знаниями по big data получат знания в сфере энергетики в ТПУ и смогут устроиться на работу в крупные энергетические компании для разработки различных цифровых продуктов, – пояснил Александр Сергеевич. – В свою очередь, студенты ТПУ, энергетики до мозга костей, получат в ЛЭТИ знания в области IT и пойдут эксплуатировать эти цифровые продукты. Летом 2023 года мы начнём набор на эту программу».


Евгений Веснин