Мы справились

Мы справились

Больше двух месяцев наш университет работает в дистанционном режиме. О том, какие программные средства и онлайн-платформы используют преподаватели в учебном процессе, как будут проходить защита ВКР, приём документов от абитуриентов и вступительные экзамены, «Электрику» рассказал директор Департамента образования ЛЭТИ, Сергей Александрович ГАЛУНИН.

03.06.2020 84

– Оцените, пожалуйста, процесс перехода к обучению в дистанционном формате в нашем вузе.

– Можно утверждать, что переход к дистанционному обучению состоялся успешно. Все мы справились.

– С какими проблемами столкнулись преподаватели и студенты? Как они были решены?

– Возросла нагрузка на преподавателей. Например, получив уточняющий вопрос студента в аудитории, преподаватель отвечает на него вслух при всех. Другие студенты слышат ответ и этот вопрос больше не задают. При дистанционном обучении это не всегда работает, в результате приходится отвечать на одни и те же вопросы несколько раз. Больше стало работы, выполняемой в письменном (печатном) виде: общение по электронной почте, в личном кабинете.

Больше стала нагрузка и у студентов. Если раньше какие-то тесты и занятия они могли пропустить, то теперь преподаватель в любом случае посылает тесты всем и ждёт результат от всех.

Ещё одна проблема – Интернет и технические средства. У студентов, находящихся в Санкт-Петербурге, включая проживающих в наших общежитиях, всё в целом хорошо. А у тех студентов, которые уехали домой, возникают проблемы. Некоторые сообщают, что у них с трудом работает голосовая сотовая связь, не говоря уже про мобильный Интернет.

Все указанные проблемы мы стараемся решить. Так, в индивидуальном порядке возможен перенос некоторых экзаменов и зачётов, перенос защиты ВКР. При этом мы стараемся завершить все учебные мероприятия в срок, чтобы не растягивать дистанционное обучение во времени.

– Поступали ли к вам обращения о том, что преподаватели или студенты не имеют оборудования для дистанционного обучения?

– Один из заведующих кафедрой признавался, что испытывает проблемы с качеством соединения с Интернетом, потому что уехал далеко за город. Никто из преподавателей не жаловался на отсутствие техники. Если домашние устройства выходили из строя, преподаватели брали ноутбуки с работы.

От студентов были обращения другого характера: например, один заявил, что не может качественно заниматься, потому что живёт в одном помещении с маленьким ребёнком, который не даёт сосредоточиться.

– Какие онлайн-платформы уже использовались в университете, а что было оперативно освоено за последние два месяца?

– Некоторые образовательные курсы ранее уже действовали на нашей собственной платформе, которая называется LETIteach. В соответствии с учебным планом они уже преподавались дистанционно – в частности, «Экология» и «Метрология».

Материал некоторых курсов был размещён на Национальной платформе открытого образования (НПОО). До перехода на дистанционное обучение таких курсов было семь. После того, как всем вузам было разрешено размещать на НПОО свои материалы бесплатно, количество наших курсов увеличилось до тринадцати. Многие университеты записались на наши курсы, в том числе один из лидеров в России по созданию онлайн-курсов – УрФУ. Самым популярным оказался курс экологии, подготовленный кафедрой ИЗОС.

После того, как мы получили доступ к НПОО, а также к международной платформе Coursera, любой преподаватель смог выбрать курс оттуда и записать на него наших студентов. Некоторые преподаватели этой возможностью воспользовались. Отмечу, что на платформе Coursera востребованы курсы на английском языке по программированию.

Платформа Moodle до недавнего времени использовалась только в обучении студентов заочной формы. С начала апреля ресурс был увеличен, сняты ограничения на количество пользователей, теперь там размещены все курсы весеннего семестра.

Многие преподаватели также используют систему личных кабинетов, общение в Zoom, другие программные средства.

– Какие ещё программы для виртуальной коммуникации используют наши преподаватели?

ели? – В Zoom удобно проводить лекции и зачёты, а также заседания кафедр. В нашем университете он стал самым популярным ввиду доступности и надёжности. Мы проводили совещания с количеством участников до ста человек, не сталкиваясь при этом с какими-либо сбоями.

Помимо этого наши кафедры используют Skype, Big blue button (этот бесплатный сервис вмонтирован в Moodle), Discord. Некоторые коллеги, имеющие лицензии, пользуются Microsoft teams. Google сделал бесплатным собственный сервис Google Meet, и я замечаю, что отдельные преподаватели переходят на него.

– Промежуточная аттестация уже проводилась в дистанционной форме в апреле и мае?

– Да, она началась с 16 апреля. Согласно нашему распоряжению, выбор конкретной дистанционной технологии проведения аттестации оставался за преподавателем.

Часть преподавателей проводила зачёты в Zoom, некоторые использовали для тестирования Moodle, остальные отправляли тестовые задания посредством электронной почты и системы личных кабинетов.

У аспирантов прошли кандидатские экзамены и предзащита научно-квалификационных работ.

– Защиты ВКР будут проходить дистанционно?

– Да, только дистанционно, в Zoom.

– Важным элементом проведения аттестации в дистанционной форме является применение технологии идентификации личности и контроль за условиями сдачи экзамена. Как это будет реализовано?

– Мы подготовили и оформили приказом ректора методику проведения государственной итоговой аттестации в дистанционном формате. В ней указано, что в начале процедуры студент должен показать перед веб-камерой зачётную книжку или студенческий билет со своей фотографией (при их отсутствии – паспорт). Затем студент должен показать, что находится в комнате один. 

Этого более чем достаточно для идентификации личности, поскольку руководители ВКР и представители кафедр знают своих студентов в лицо.

Кроме того, будет вестись запись процедуры защиты ВКР. В случае подачи апелляции, она будет рассмотрена с учётом видеозаписи.

– Какое решение принято по лабораторным практикумам, которые невозможно провести дистанционно?

– Мы изучали необходимость их проведения, консультировались с кафедрами. На некоторых кафедрах, где лабораторные работы возможно провести только очно, они будут перенесены на осенний семестр. Сдача зачётов последует по завершении этих лабораторных. Для студентов, принимающих участие в таких лабораторных работах, будут составлены индивидуальные учебные графики.

– Аналогичный вопрос: как будут проходить производственные и преддипломные практики?

– Почти все преддипломные практики у магистров и бакалавров уже прошли. Производственная практика в большинстве случаев проведена дистанционно. Если же на каком-то предприятии её невозможно было провести в дистанционном формате, например, из-за режима секретности, профильные кафедры оформляли её прохождение непосредственно на кафедре. В этом случае практика проходила под личным руководством преподавателей.

Да, практика прошла в меньшем объёме, но мы уверены, что в сложившейся ситуации большего достичь было невозможно

Ряд практик, запланированных на конец июня – начало июля и требующих живого общения, будут перенесены на осень (например, на ГФ). Но если летом они должны были проходить концентрированно в течение 2–4 недель, то в осеннем семестре они будут распределёнными: еженедельно в один из дней недели.

– Что из нынешнего опыта онлайн-обучения будет перенесено в обычную жизнь после самоизоляции?

– Создана рабочая группа по развитию онлайн-обучения в нашем университете. В ходе заседаний мы обсудим, какие лучшие практики стоит применять в дальнейшем. 

Уже можно утверждать, что будет и далее внедряться система Moodle, особенно для развития заочного обучения. Есть планы к 2030 году существенно увеличить численность контингента обучающихся, что возможно только путём внедрения дополнительных дистанционных программ.

Некоторые преподаватели разработали собственные успешные методики организации дистанционного обучения. Кроме того, они используют такие сторонние ресурсы и программы, о которых я раньше даже не слышал. Мы планируем провести опрос по кафедрам и лучшие решения развивать дальше.

– Уже известно, как будут проходить приём документов от абитуриентов и вступительные экзамены в магистратуру и аспирантуру?

– Приём документов будет осуществляться только дистанционно. Для этой цели в приёмную комиссию будут набраны дополнительные сотрудники, чтобы консультировать абитуриентов из других регионов при помощи программ Skype и Zoom. Планируется создать колл-центр, который будет работать едва ли не в круглосуточном режиме, для чего будут задействованы наши студенты, проживающие в других регионах России – от Калининградской области до Дальнего Востока. Кроме того, так мы сможем решить вопрос трудоустройства наших студентов. Вступительные экзамены также будут проходить в дистанционном формате.


Евгений ВЕСНИН