ЛЭТИ - за нами!

ЛЭТИ - за нами!

В 2020 году завершается первый этап Проекта 5-100, участником которого является СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В конце октября команда нашего университета, во главе с ректором В.Н. ШЕЛУДЬКО, представила на международном совете Проекта результаты работы не только за отчётный год, но и за весь период участия в проекте.

03.12.2019 28

Проректор по стратегическому развитию В.А. ТУПИК рассказал, как меняется вуз благодаря участию в 5-100, и к чему мы должны прийти в ближайшей перспективе.

– Виктор Анатольевич, как вы оцениваете итоги прошедшего Совета?

– Итоги опубликованы, мы практически сохранили свои позиции, ЛЭТИ по-прежнему в третьей группе и, соответственно, получит в 2020 году на реализацию своей «дорожной карты» примерно такие же средства, как и в нынешнем (порядка 120 млн. руб.). Конкретные замечания по нашему выступлению мы получим, скорее всего, в ходе XXIX семинара-конференции Проекта 5-100, который состоится в РЭУ им. Г.В. Плеханова. 

В целом, считаю, мы выступили конструктивно. Задолго до этого провели серьёзную подготовительную работу с привлечением экспертов высокого уровня. Было организовано несколько стратегических сессий с участием специалистов из Московской школы управления «Сколково». В работу активно включились наши молодые перспективные кадры с разных факультетов, кафедр, подразделений. Среди них Олег МАРКЕЛОВ, Виктор БЕССОНОВ, Сергей ШЕВЧЕНКО, Юлия СПИВАК, Кирилл КРИНКИН и многие другие, всего более 80 человек. В нескольких группах были наработаны материалы, которые легли в основу презентации команды вуза на заседании Международного совета. Большую работу по разработке этой
презентации провела рабочая группа, которойруководил профессор Дмитрий Викторович ХОЛОДНЯК, он же был и главным спикером в нашей команде и представил презентацию на Совете.

– По итогам прошлого года в наш адрес было озвучено несколько рекомендаций. Что удалось реализовать?

– Во-первых, мы в прошедшем учебном году завершили работу над стратегией развитияуниверситета, в основу которой легли, в том числе, рекомендации Международного совета. Мы сформулировали наши приоритетные направления, на которых предстоит сконцентрировать внимание: ресурсы, «подтянуть» под них коллаборации, выстраивать образовательные действия и так далее. Во-вторых, и это мне представляется достаточно важным, в ходе наших стратегических сессий мы стали налаживать внутриуниверситетские коммуникации между научными группами, подключили молодую и активную часть нашего коллектива к поиску путей повышения конкурентоспособности вуза. В результате проведённой работы было выделено три приоритетных направления:передовые беспроводные технологии, искусственный интеллект и человеко-машинный интерфейс.

Нам есть что предложить по каждому из направлений. И кстати, первый вопрос, который нам задали после выступления, как раз и был о наших компетенциях в данных областях. Возьмём, к примеру, сферу передовых беспроводных технологий: ЛЭТИ активно сотрудничает с флагманом внедрения сетей 5G – компанией Huawei. Если бы мы не имели серьёзных разработок и не вели сотрудничество с ведущими мировыми научными центрами, вряд ли бы нам удалось вместе с Политехом и ИТМО попасть в число участников консорциума по созданию НОЦ по искусственному интеллекту в промышленности, главным индустриальным партнёром которого выступает «Газпром-нефть».

Спросили нас и о том, чем мы отличаемся от других вузов, также специализирующихся на искусственном интеллекте. Развёрнутый ответ дал директор департамента образования вуза профессор М.С. КУПРИЯНОВ, назвав конкретные проекты, которые уже реализованы. Показателен и успех объединённой команды аспирантов и студентов нескольких вузов под началом зав. кафедрой МОЭВМ К. Кринкина, победившей на конкурсе беспилотны хтранcпортников Olimpic drive.

– Помимо науки разработаны подходы к реформированию управленческой модели универси тета, модернизации образовательной части.Какие шаги университет предпринимает для реализации намеченного?

– Действительно, одна из основных целей проекта повышения конкурентоспособности университетов – это трансформация университетов. Это крайне тяжелая задача. Параллельно с процессами трансформации разрабатываются модели университета, его основных политик в области исследований, образования, инноваций. Это основные, так называемые ядерные процессы вуза, они реализуются десятилетиями, и это очень консервативная тема, трудно поддающаяся изменениям. Сейчас мы приступили к оформлению проектных офисов приоритетных направлений, подготовлен проект
цифровизации университета, мы подали заявку на соответствующий конкурс Минобрнауки. На сентябрьском Учёном совете университета мы создали на базе бывшего факультета экономики и менеджмента Институт инновационного проектирования и технологического предпринимательства, создали Инновационный институт искусственного интеллекта, кибербезопасности и коммуникаций им. А.С.Попова совместно с Институтом лидерства и инноваций Майкла Дукакиса, представляющим Всемирное общество искусственного интеллекта. 13 ноября на площадке Санкт-Петербургского Инновационного форума заключили договор с Высшей школой экономики (Петербургский филиал) по реализации совместных проектов в интересах молодёжи и прогнозированию технологических рынков.

Вообще в этом деле самое важное – привлечь на свою сторону коллектив, организовать процессы делегирования полномочий и ответственности. Работу по ТОП-100 в этом контексте считаю вполне успешной. А начали мы еще полгода назад с обсуждения стратегии развития вуза на разных уровнях – в коллективах кафедр, на советах факультетов. Да, коллеги задавали сложные, подчас неудобные вопросы. Но если не будем адекватно на них реагировать, реализовать задуманное не получится.

– На слуху утверждение, что современный вуз должен формировать ещё и предпринимательскую среду...

– Действительно, университет должен быть исследовательским, академическим, магистерским, но ещё и цифровым, и предпринимательским! В этом году ЛЭТИ существенно улучшил свои позиции в рейтинге предпринимательских университетов и бизнес-школ, который представил АЦ «Эксперт». Наши выпускники, по версии «Эксперта», проанализировавшего несколько независимых международных источников, успешно создали около 70 стартапов в разных странах и привлекли на их развитие более 186 млн. долларов! Наверное, из этого можно сделать вывод о правильных подходах университета к построению
образовательных программ. Сейчас предлагаем студентам включиться в процесс «Стартап как диплом». В наших силах обеспечивать ребятам инфраструктурную, юридическую, организационную поддержку.

– Что даёт участие в Проекте нашему университету, кроме таких очевидных вещей, как финансирование?

– У этого проекта хорошая организация сопровождения: контроль, мониторинг, корректировка траекторий развития, поддержка, хорошее методическое сопровождение. Все вузы-участники Проекта 5-100, в том числе и ЛЭТИ, стали заметны в международном научно-образовательном пространстве, у нас появились партнёры – мировые лидеры, которые хотят с нами взаимодействовать. В конце концов, мы правильно стали понимать, чего нам надо желать и куда мы должны стремиться, и как этого можно достигнуть.

После шести лет работы мы видим разницу между вузами, прошедшими «огонь и воду…» 5-100, и теми, кто в этот проект не попал, – в подходах, оценках, действиях.

Проект 5-100 нацелен на выработку и апробацию модели университета будущего. Но это будущее – оно уже здесь, за порогом. И ЛЭТИ должен занять в нём ведущие позиции.

 


Дарья Андрюшина