Из школы – на работу

Из школы – на работу

Как обеспечить себе поступление в вуз и рабочее место ещё на школьной скамье? 19 марта в нашем университете подвели итоги Всероссийской научно-практической конференции школьников «Школьная лига ИТШ-ЛЭТИ».

30.03.2021 36

Положение о проведении конференции было подписано 9 декабря прошлого года ректором ЛЭТИ Виктором Николаевичем ШЕЛУДЬКО, президентом Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования в РФ, директором Инженерно-технологической школы № 777 Верой Владимировной КНЯЗЕВОЙ и президентом Международной общественной организации «Академия навигации и управления движением», генеральным директором Концерна «ЦНИИ «Электроприбор», академиком РАН Владимиром Григорьевичем ПЕШЕХОНОВЫМ.

В состав Консорциума входят 34 образовательные организации из 12 субъектов Российской Федерации – от Калининграда до Кемерова – и 82 партнёра по сетевому взаимодействию в сфере развития инженерно-технологического образования школьников.

Фактически конференция представляет собой конкурс научно-исследовательских и проектных работ, выполненных учениками 8–11 классов и студентами младших курсов колледжей. Её основная цель – при посредничестве университета познакомить школьников со всей России с петербургскими предприятиями. Основными критериями отбора победителей по предложению академика Пешехонова явились самостоятельность суждений и креативность. Авторы лучших докладов отмечены дипломами I, II и III категорий, а главное – сертификатами, выпущенными предприятиями-партнёрами. Они дают их обладателям возможность обращаться за консультациями, рассчитывать на помощь в организации исследований с привлечением оборудования предприятий и, главное, – право заключения целевых контрактов с предприятиями на оплату обучения в ЛЭТИ.

«Представляете, ребёнок ещё ЕГЭ не написал, а он уже кому-то нужен! – говорит Александр Михайлович БОРОНАХИН, председатель оргкомитета конференции. – Мотивированный абитуриент затем станет полноценным выпускником, а ещё чуть позже – востребованным работником».

В течение трёх дней, с 16 по 18 марта, более сотни авторов и авторских коллективов в дистанционном режиме представляли экспертам и представителям предприятий-партнёров доклады и защищали их, отвечая на многочисленные вопросы и замечания. Комментарии, ремарки и предложения по доработке проектов получали даже будущие призёры и обладатели сертификатов, что объясняется свойственным высшей школе строгим подходом к научным исследованиям и желанием довести детские работы до совершенства.

Рассказывая о двух видах платежей по банковским кредитам (аннуитетном и дифференцированном), участница математической секции путём вычислений доказала, что аннуитетные платежи (платежи фиксированного размера, содержащие как средства на погашение основного долга, так и проценты по кредиту) целесообразнее использовать при погашении кредита на сумму от миллиона рублей. Эксперты посоветовали девушке не ограничиваться единственным конкретным расчётом, а составить универсальные графики, позволяющие использовать любые суммы кредита.

Десятикласснице, создавшей компьютерную программу для обучения младших школьников математике (точнее, операциям умножения и деления), в ходе защиты проекта эксперты указали на то, что она не использовала наглядность для лучшего запоминания таблицы умножения, не позволив задействовать младшим школьникам вариативность мышления.

Основное же пожелание к содержанию докладов на разных секциях заключалось в необходимости увеличить объём объективных данных (в частности, количественных показателей), которые позволили бы экспертам убедиться в корректности проведённых опытов и точности полученных результатов. Так, в ходе рассказа о ликвидации загрязнений при добыче нефти на арктическом шельфе авторы исследования затруднились ответить на вопросы, какое количество нефти добавляли в стакан с водой в ходе опытов, какая температура была у воды, каков был процент её солёности и на какой территории добыта использованная нефть.

После награждения победителей и призёров в секциях свои сертификаты юным учёным вручили представители предприятий-партнёров ЛЭТИ. Семь работ отметили в НПП «Радар ммс» и в «ТехноТерре», по шесть работ – в концерне «ЦНИИ «Электроприбор» и в компании «Технологические системы и комплексы», пять – в петербургской IT-компании Digital design. При этом нередки были случаи, когда одной и той же работой заинтересовались сразу два предприятия. Например, исследование петербургской девятиклассницы Екатерины Тросько «Разработка системы для мониторинга витальных показателей крупного рогатого скота» привлекло внимание компаний «Инкарт» и «ТехноТерры». Также случалось, что тот или иной доклад не попал в число призёров в своей секции, но был отмечен промышленным партнёром университета.

Большой интерес экспертов вызвал представленный в четверг на специальной секции промышленных предприятий проект петербургского десятиклассника Петра Бардина «Разработка модели системы коммуникации человека и растения». Пётр представил миниатюрную теплицу, в которой рос розовый куст. Теплица распознавала голосовые команды, благодаря которым переходила из ручного в автоматический режим, включала и гасила освещение, поддерживала простейший диалог и была настолько разговорчива, что порой мешала своему создателю выступать, перебивая его различными репликами. Пётр занял второе место в секции, а также получил сертификат сразу от двух предприятий.

«Оргкомитет конференции не будет расформирован, – заявил Александр Боронахин. – Видеозаписи всех докладов будут позже демонстрироваться другим партнёрам ЛЭТИ. Поэтому не исключено, что количество сертификатов на целевой контракт увеличится. Главное, что мы познакомили школьников с представителями предприятий».

Работа в области профориентации и ранней инженерной профилизации школьников в нашем университете будет продолжена. По замыслу председателя оргкомитета конференции, во многих российских регионах, где живут и учатся юные учёные, будут созданы триады «школа – вуз – предприятие». В результате интересующиеся инженерно-технологическим образованием школьники смогут учиться в бакалавриате и напрямую взаимодействовать с потенциальными работодателями, не покидая свою малую родину. А наиболее талантливые из них продолжат обучение в магистратуре ЛЭТИ.


Евгений ВЕСНИН