Цифра оживает для школьников

Цифра оживает для школьников

С сентября прошлого года на ФКТИ реализуется проект «Живая цифра» в хорошо известном в ЛЭТИ формате «школа – вуз – предприятие». При содействии студентов учащиеся двух петербургских школ открывают для себя новые области науки.

16.03.2023 98

ТЕХНИКА РАДИ ЧЕЛОВЕКА

По словам заместителя декана по приёму и профориентационной работе ФКТИ Светланы Валерьевны ГАЙСИНОЙ, идея проекта заключается в погружении старшеклассников в студенческую жизнь уже со школьной скамьи. «Проект «Живая цифра» позволяет показать школьникам практическую пользу современных цифровых технологий, – говорит Светлана Валерьевна. – Не «техника ради техники», а «техника ради человека».

Инициатива реализации проекта принадлежит Санкт-Петербургскому информационно-аналитическому центру (ИАЦ), подведомственному Комитету информатизации и связи Санкт-Петербурга и отвечающему за внедрение информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти нашего города.

Для школы № 197, ориентированной на предметы естественно-научного цикла, было закуплено различное цифровое оборудование, пользоваться которым ещё предстояло научиться. Получив бионические руки, виртуальные шлемы, 3d-принтеры, администрация школы обратилась с просьбой о методическом сопровождении.

На встрече с участием представителей ИАЦ, директора школы и деканата факультета во главе с Иваном Ивановичем ХОЛОДОМ была определена программа действий. К первоначально запланированным экскурсиям в ИАЦ и в ЛЭТИ было решено добавить серию мастер-классов для школьников. В сентябре прошло первое занятие в рамках проекта – с учениками 7–9-х классов.

«Школа даёт знания в разных отраслях, но не может готовить кадры, – отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 197 Станислав Валентинович УШАНОВ. – Однако сетевое взаимодействие между нашей школой и ЛЭТИ создаёт возможности для ранней профориентации».

К ШКОЛЬНИКАМ ИДУТ СТУДЕНТЫ

Деканат ФКТИ оказывает методическую помощь школам в развитии и становлении новых образовательных направлений и готовит для нашего университета потенциальных абитуриентов, а занятия на базе школ ведут студенты. «Когда с подростками говорит человек, не очень отличающийся от них по возрасту, его слово оказывается более доступным и даже более весомым, – убеждена заместитель декана. – Устанавливается ещё и эмоциональный контакт».

У взрослых преподавателей цифровых технологий большая нагрузка. Вести занятия ещё и со школьниками они не могут, а подготовленные студенты, начиная с третьего курса, с этим вполне справляются. Более того, студенты получают за эту работу материальное поощрение от факультета.

Студент ФКТИ Иван ПЕТРОВ, победитель конкурса World Skills Russia, рассказал школьникам об организации проектной деятельности, о целеполагании в грантовом проекте. Победитель конкурса «Умник» по аддитивным технологиям Георгий КОЛЕВ провёл мастер-классы по обучению управлению квадрокоптерами.

«Я считаю, что с учётом современных тенденций развития науки и различных отраслей производства необходимо давать школьникам более широкие знания, чем это предполагает стандартная образовательная программа, – утверждает Георгий. – Очень рад видеть, что школьникам становится доступным такое оборудование, как 3D-принтеры, конструкторы по робототехнике, шлемы виртуальной реальности. В моё время всё это воспринималось как предметы роскоши».

Также старшеклассники приходили на экскурсию в ЛЭТИ, где посетили Технопарк и лабораторию Duckietown, и в ИАЦ. Школьники понаблюдали за работой робота-художника. Все дни открытых дверей на ФКТИ теперь проходят в виде серии мастер-классов. Школьники предварительно выбирают по два мастер-класса, которые хотели бы посетить, затем на основе их пожеланий составляется детальная программа события.

«Мы надеемся, что совсем скоро к нам придут абитуриенты, которые сделали осознанный выбор и готовы заниматься конкретными исследованиями», – резюмирует Светлана Гайсина.

В РАМКАХ ПРОЕКТА

Вторым образовательным учреждением, вовлечённым в проект, стала гимназия № 70 Петроградского района. Руководитель созданной там лаборатории образовательных инноваций Мария Владимировна КАЗАНСКАЯ рассказала, что у гимназии имеются давние плодотворные связи с нашим университетом. Традиционно учащиеся принимают участие в весенней и летней школах, посещают экскурсии. Более пяти лет совместно с кафедрой РАПС гимназия проводит секцию научно-практической конференции школьников Петроградского района «МИР: математика, информатика, робототехника», экспертами и членами жюри которой являются заведующий кафедрой РАПС Михаил Петрович БЕЛОВ и другие сотрудники кафедры.

В прошлом году руководитель направления «Электротехника и электротехнологии» Денис Михайлович ФИЛАТОВ пригласил гимназистов на ФЭА, в лабораторию робототехники и мехатроники.

На этот раз гимназия присоединилась к проекту «Живая цифра» с ФКТИ. Ученики 8–11-х классов в декабре посетили лаборатории ИАЦ и познакомились с современными профессиями в сфере информационно-компьютерных технологий.

«Ребята узнали, чем отличается разработчик от тестировщика, а системный аналитик – от руководителя проекта», – поясняет Мария Владимировна.

В рамках проекта состоялись два занятия на базе гимназии, которые провели студенты ФКТИ. Один из них, Вячеслав ДОРОНИН, принял приглашение стать штатным учителем внеурочной деятельности по программе «Образовательная робототехника».

Совсем скоро на Петербургском международном образовательном форуме гимназия проведёт семинар «Технологии в образовании: цифровые тренды» для педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга и других городов. В нём примут участие Светлана Валерьевна Гайсина и Вячеслав Доронин, который организует мастер-класс по квадрокоптерам.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Помимо профориентации, формирования компетенций и знакомства с передовыми технологиями проект преследует ещё одну вполне конкретную цель – участие школьных команд в конкурсах и в исследовательских проектах, предусматривающих получение грантов. Так, по словам Марии Казанской, старшеклассники гимназии № 70 при поддержке ФКТИ планируют участвовать в конкурсе «Шустрик» и VR-хакатоне.

«Школьники привыкают к опеке и сопровождению учителей, в результате чего у них вырабатывается пассивный способ реализации проектно-исследовательской деятельности, – рассуждает Светлана Гайсина. – Необходимо развить у будущих студентов активность в реализации собственного образовательного маршрута».

До конца апреля будут сформированы смешанные школьно-студенческие команды. Так, участие во Всероссийском конкурсе детского научно-технического творчества «Шустрик» позволит объединить проектирование электроники, программирование и создание продукта, включающего распознавание образов и элементы виртуальной реальности.

Формат сотрудничества «школа – вуз – предприятие» вполне развит в нашем университете. Например, ФИБС уже несколько лет работает с инженерно-технологической школой № 777 Приморского района. Несколько факультетов вуза задействованы в проекте «Школа-технопарк в Кудрово». Ещё один проект в этом направлении запустил и самый многочисленный факультет ЛЭТИ – компьютерный.


Евгений Веснин