Время Вавилова

Время Вавилова

Считается, что, каков ректор – таков и вуз. Фронтовик, лидер по характеру и человек действия, Александр Александрович ВАВИЛОВ всему, чем занимался, отдавался целиком и полностью.

367

Считается, что, каков ректор – таков и вуз. Фронтовик, лидер по характеру и человек действия, Александр Александрович ВАВИЛОВ всему, чем занимался, отдавался целиком и полностью.В нём органически сочетался выдающийся учёный и прекрасный администратор. Именно годы его ректорства стали для ЛЭТИ периодом расцвета как ведущего образовательного и научного центра страны.


ПУТЬ РЕКТОРА

Практически вся сознательная жизнь А.А. Вавилова связана с ЛЭТИ. В 1939 году семнадцатилетним мальчишкой, окончив только девять классов и сдав экзамены за 10-й экстерном, он приезжает в Ленинград из белорусской глубинки поступать именно в ЛЭТИ.

Здесь абитуриент Вавилов стал студентом физического факультета. Но недолго длилась учёба. В 1940 году Вавилова призывают в армию, в военно-воздушные силы. Он становится радистом одного из батальонов аэродромного обеспечения. Великую Отечественную войну Вавилов прошёл от первого до последнего дня. Уже будучи начальником радиостанции, во время Курской битвы старшина Вавилов под огнём врага сумел восстановить повреждённую аппаратуру и в критический момент восстановил связь полка. За этот подвиг он был награждён медалью «За отвагу», название которой говорит само за себя. Последние боевые радиограммы он принимал и отсылал в Восточной Пруссии. Как память о тех днях на его груди появилась медаль «За взятие Кёнигсберга».

В 1946 году, сразу после демобилизации, Александр Александрович восстанавливается в ЛЭТИ, который заканчивает с отличием в 1951 году. Годом раньше его, ещё студента, избирают секретарём парткома вуза, что свидетельствует не только о его высоком авторитете, но и о незаурядных организаторских способностях. Закончив аспирантуру и успешно защитив кандидатскую диссертацию, он с 1954 года работает на кафедре автоматики и телемеханики (АиТ). Здесь происходит его становление как крупного учёного и педагога. Доцента Вавилова избирают учёным секретарём Совета института, а в 1968 году – ректором вуза. Через год Александр Александрович защищает докторскую диссертацию, в 1971 году возглавляет кафедру АиТ.

ПРЕКРАСНОЕ СОВМЕЩЕНИЕ

Вавилов вошёл в историю российской науки и образования не только как учёный и прекрасный педагог, но и как талантливый организатор науки и высшего образования.

«Эта сторона деятельности доступна далеко не всем, – говорит Борис Яковлевич СОВЕТОВ, профессор кафедры ИС, д.т.н., в конце 1970-х – начале 1980-х – заместитель заведующего кафедрой АиТ. – Люди могут быть прекрасными учёными, педагогами, но одновременно выполнять обязанности ректора и идейного вдохновителя новых направлений, новых структур, на мой взгляд, мог только Александр Александрович. В те годы остро стояла задача целевой интенсивной подготовки кадров. Требовалось адаптировать специалиста к будущей работе в самое короткое время. И чтобы это реализовать, по инициативе Вавилова при поддержке его коллег был организован первый в стране учебно-исследовательский центр. Новшество очень быстро доказало свою эффективность».

Другим направлением решения этой задачи стало создание базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Александр Александрович горячо поддержал инициативу нашего выпускника, будущего Нобелевского лауреата Ж.И. Алфёрова, предложившего создать базовую кафедру вуза в ФТИ им. А.Ф. Иоффе. Благодаря усилиям Вавилова все препоны на пути новации были преодолены, и в 1973 году в ЛЭТИ была создана первая в стране базовая кафедра. Благодаря этим инициативам вуз стал напрямую связан с производством.

ПОЧЁТНЫЙ ДОКТОР

Научная деятельность Вавилова охватывала широкий круг фундаментальных и прикладных проблем управления техническими системами, автоматизации технологических процессов и производств. Ему принадлежит более двухсот научных работ. В 1975 году Вавилов был избран почётным доктором Гданьского политехнического института, что было большой редкостью для высшей школы СССР того времени. Это стало международным признанием заслуг Александра Александровича как учёного, педагога и руководителя вуза-партнёра. А в 1976 году его избирают членом-корреспондентом АН СССР. Кроме того, он был председателем Совета ректоров
вузов Ленинграда.

Вавилов много сил отдавал институту, общественной работе. И очень переживал, что у него остаётся недостаточно времени на личную научную деятельность, заниматься которой он очень любил. Уже в 1960-х у Александра Александровича появляются ученики, которые со временем стали его коллегами по научной работе и друзьями, наследниками его научной школы, крупными учёными.

«НАШ УЧИТЕЛЬ»

«Мы, аспиранты и молодые ассистенты, звали Александра Александровича – «Учитель», – вспоминает профессор кафедры АПУ, д.т.н. Дамир Хабибович ИМАЕВ. – Как научный руководитель Вавилов не делал диссертации. Он делал значительно больше – развивал
науку и творческие навыки своих учеников. Даже незначительному результату ученика Александр Александрович искренне радовался. Он хорошо знал, как трудно даются эти результаты. Совершенно не терпел вопросов типа: «Что мне делать дальше?», «А как это сделать?». Специфика научной работы такова: если ты знаешь, что делать, а тем более, как – это уже не наука. Часто после рабочего дня Александр Александрович приглашал учеников домой, где работа над какой-то проблемой продолжалась до поздней ночи».

Фактически квартира Александра Александровича была продолжением его служебного кабинета. Здесь после рабочего дня, порой далеко за полночь, в уютной доброжелательной атмосфере собирались не только ученики, но и коллеги, единомышленники, чтобы вместе обсуждать насущные проблемы, искать их решение. Да и сам этот, принадлежащий тогда институту, дом был, по сути, филиалом ЛЭТИ.

ЗРИМАЯ ПАМЯТЬ

Мемориальная доска Вавилову установлена на стене 3-го корпуса. Правильнее было бы установить её на одном из фасадов 5-го. Именно этот грандиозный комплекс зданий с десятками лабораторий, лекционных и групповых аудиторий, столовых и массой других помещений, увеличивший площади вуза вдвое, является настоящим памятником Александру Александровичу.

Строившийся почти 20 лет по весьма спорному проекту, этот комплекс оказался «не по зубам» тогдашним строительным организациям, привыкшим возводить типовые многоэтажки. Менялись подрядчики, то открывалось, то прекращалось финансирование, возникали бесконечные сложности в реализации этого экспериментального проекта...

Сколько бессонных ночей провел Вавилов, размышляя, где достать очередную машину нестандартного кирпича, или где раздобыть дефицитный мрамор для конференц-зала. По мнению современников, краснокирпичный 5-й корпус был всё-таки построен исключительно благодаря упорству ректора и его энергии. Как считают многие, его преждевременному уходу в 61 год во многом способствовала эта строительная эпопея. Александр Александрович всю свою жизнь посвятил Электротехническому институту. И здесь, у дверей ректорского кабинета, он скончался 12 октября 1983 года. Сердце не выдержало колоссальных нагрузок. В мае 2022 года наш вуз отметил 100-летие со дня рождения этого выдающегося лэтишника.


Александр САЖИН