Трамвай-рекордсмен

Трамвай-рекордсмен

В октябре наш город отмечает 115-летие петербургского электрического трамвая. Не остался в стороне от праздника и ЛЭТИ, чьи представители в своё время приняли активное участие в развитии этого вида общественного транспорта.

98

В октябре наш город отмечает 115-летие петербургского электрического трамвая. Не остался в стороне от праздника и ЛЭТИ, чьи представители в своё время приняли активное участие в развитии этого вида общественного транспорта. В отделе научной литературы университета (ауд. 1250) открылась тематическая выставка «История трамвая Санкт-Петербурга», посвящённая юбилею.


ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

До середины XIX века Петербург обходился без массового пассажирского транспорта за исключением паромных переправ через Неву. Представители высшего сословия, как правило, пользовались собственными экипажами, ну а основная часть населения – рабочие и ремесленники – ходила пешком.

Омнибус

Первый общественный транспорт в Петербурге учреждён в 1830 году. Это был омнибус – запряжённая лошадьми вместительная карета на 10–16 человек.

Конка

В 1863 году на смену омнибусу пришел новый вид городского пассажирского транспорта – «конка». Вскоре для увеличения провозной способности вагонов было решено проектировать второй этаж – империал. В зависимости от того, где ехал пассажир – на крыше или внутри вагона, – он платил разную цену. Надо отметить, что скорость конки была небольшой – максимум 8 км/ч. Среди горожан даже ходила шутка: «Конка, конка, догони цыплёнка».

Паровик

В 80-е годы XIX века были попытки заменить конку на так называемые паровики. Маленькие локомотивы тащили за собой несколько вагонов с пассажирами. Уже в 1922 году паровики ушли с городских улиц, однако во время Великой Отечественной войны в условиях дефицита электроэнергии они возобновили свою работу в Ленинграде.

Ледовый трамвай

В Петербурге всё же нашли способ до истечения контракта города с владельцами конно-железной дороги запустить трамвай на электрической тяге. Вопреки препонам монополистов такие вагоны начали возить пассажиров в 90-е годы XIX века... по льду Невы.

ЭНЕРГИЯ – ПО РЕЛЬСАМ

Электрический трамвай изобрели практически одновременно и независимо друг от друга трое учёных в разных уголках земли. Ими были: русский изобретатель-практик Ф.А. Пироцкий, американский изобретатель Л. Дафт и немецкий – В. Сименс.

В августе 1880 г. Пироцкий провёл успешные испытания по передаче электроэнергии по рельсам. Для опытов был переоборудован коночный вагон, возле линии конки по местили специальный генератор. 22 августа все газеты сообщили о волнующем событии – впервые при помощи электротока был «двинут по рельсам вагон».

ВКЛАД УЧЁНЫХ ПЕРВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО

Большой вклад в организацию движения электрического трамвая в Петербурге внесли учёные Электротехнического института.

Павел Дмитриевич Войнаровский в 1900 году разрабатывал проект устройства и эксплуатации электрической тяги в Петербурге, консультировал разработку подобных проектов в других городах. С 1903 года он − член технического совета по устройству электрического трамвая в Петербурге.

В 1906 г. Генрих Осипович Графтио был приглашён сначала помощником, а затем – главным инженером строительства петербургского трамвая. Под его руководством были построены центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

Годы спустя активное участие в запуске блокадного трамвая приняли сотрудники кафедры электропривода ЛЭТИ под руководством Сергея Александровича Ринкевича.

ПЕРВЫЙ ПУСК

Торжественный запуск электрического петербургского трамвая, который на целый век стал главным видом общественного транспорта в городе на Неве, состоялся 29 сентября 1907 года. На мероприятии присутствовали и члены императорской семьи.

Первый маршрут соединил Главный штаб с 8-й линией Васильевского острова. Для столицы Российской Империи закупили 190 вагонов английской фирмы Brush. Чтобы регулировать работу нового вида транспорта, были составлены инструкции и правила. Так, движение начиналось в 7 часов 30 минут и заканчивалось в 23 часа. Кондуктор мог запустить в трамвай не более 34 человек.

Также поначалу места в вагонах делились на классы. Проезд для пассажира первого класса стоил 6 копеек, за поездку во втором классе платили 4 копейки. Правда, уже через год плата за проезд стала одинаковой для всех – 5 копеек за каждый тарифный участок.

До 1916 года в Петербурге действовала позонная система оплаты проезда. Кондуктор одновременно имел при себе 6-8 катушек с разноцветными билетами для разных зон.

Место вагоновожатого располагалось на открытой площадке, отделённой от пассажирского салона, и зимой вагоновожатые работали фактически на улице. Спасали только шубы с меховыми воротниками и башлыки. Кондукторы трудились в аналогичных условиях. Они должны были находиться на задней площадке, тоже открытой, чтобы следить за посадкой и высадкой пассажиров.

Трамвайное движение активно развивалось. Уже к 1908 году общая протяженность маршрутов составила 58 км двойного пути. К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города: он появился на Лиговском проспекте, набережной Обводного канала, улицах Восстания, Кирочной, Захарьевской, Шпалерной, Тверской, Некрасова и других.

В ТЯЖЁЛЫЕ ДНИ БЛОКАДЫ

За всю 115-летнюю историю трамвай в Ленинграде останавливался лишь однажды – в первую, самую страшную блокадную зиму. 8 декабря 1941 г. трамвай прекратил своё функционирование из-за нехватки электрических мощностей. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии. В марте 1942 г. было возобновлено движение грузовых трамваев, а 16 апреля 1942 г. несмотря на колоссальные сложности, электрогенераторы подстанций осаждённого города всё-таки удалось запустить.

ОН ТАКОЙ ОДИН!

К концу 1980-х годов трамвайная сеть в Ленинграде стала самой большой в мире и была включена в книгу рекордов Гиннесса. Затем трамвайное движение на многих городских магистралях было прекращено, а часть линий демонтировали.

На сегодняшний день в Петербурге действуют 40 трамвайных маршрутов. Длина трамвайных путей составляет 228 км.

Особенностью Санкт-Петербургских трамваев является то, что почти за всю историю трамвайного хозяйства здесь существует практика присваивать маршруту не только номер, но и собственную комбинацию цветных огней. По бокам номерного знака маршрута устанавливались софиты, чтобы пассажиры, ожидающие на остановке, могли видеть его издалека, даже в плохую погоду.

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую отделом научной литературы библиотеки ЛЭТИ Ирину Александровну КОРБ.


Ирина Титова