«Народные» субмарины

«Народные» субмарины

В сложные для Родины времена простые люди всегда стремились помочь её армии и флоту. В ХХ веке дважды на добровольные взносы, в том числе студентов и преподавателей нашего института, были построены подводные лодки.

28.02.2023 723

В сложные для Родины времена простые люди всегда стремились помочь её армии и флоту. Помощь эта была самой разнообразной – от сбора тёплых вещей до пожертвований на строительство танков или самолётов. В ХХ веке дважды на добровольные взносы, в том числе студентов и преподавателей нашего института, были построены подводные лодки.


МИНОНОСЕЦ «ПОЧТОВЫЙ»

Русско-Японская война, начавшаяся с неожиданного нападения на наши корабли, вызвала всплеск патриотических настроений. Призыв организовать сбор денег на постройку военных кораблей взамен погибших в Порт-Артуре нашёл поистине всенародный отклик. Инициатива получила государственную поддержку: 6 февраля 1904 года императором был подписан указ о создании «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования».

Участниками уникальной в мировой истории акции стали представители различных сословий и национальностей империи. Взносы были разными – от рубля до сотен тысяч рублей в зависимости от возможностей жертвователей. За первый год на счёт Особого комитета поступило почти 13 млн рублей, а всего к началу 1906 года собрали около 17 млн. рублей. На эти деньги было построено 19 эсминцев и четыре подводные лодки – миноносца, так их называли до 1906 года в целях секретности. Также было создано воздухоплавательное отделение флота.

Очень разумным стало решение присваивать строившимся кораблям имена главных спонсоров. К примеру, головной эсминец получил имя «Эмир Бухарский» – в честь правителя Бухарского ханства, пожертвовавшего самую большую сумму в 1 млн руб. Очень большой взнос – треть миллиона рублей поступил от сената Финляндии, и второму эсминцу дали имя «Финн». Крупные суммы внесли жители Казани, Москвы, Забайкалья, Уссурийского края, Донские казаки. Так в строящейся эскадре появились эсминцы «Казанец», «Москвитянин». «Забайкалец», «Уссуриец», «Донской казак» и др. Имена геройски погибших миноносцев «Стерегущий» и «Страшный» получили два новых эсминца. Третий был назван в честь погибшего при обороне Порт-Артура генерала Кондратенко. Последним кораблем, переданным Комитетом флоту, стал «Новик», положивший начало крупной серии эсминцев Российского флота.

Весомым оказался вклад служащих Главного управления почт и телеграфов Российской империи. Среди них было немало выпускников ЭТИ, да и в самом институте наверняка многие жертвовали деньги. По этой причине две подводные лодки должны были называться «Почтовый» и «Телеграф». Реально был построен только «Почтовый».

Эта подлодка была экспериментальной – на ней впервые в мире установили один двигатель для надводного и подводного хода, а также применили много других новшеств. Её надводное водоизмещение составляло 140 тонн, длина – 33,5 м, предельная глубина погружения – 50 м. Как это обычно бывает с первыми моделями в серии, строительство субмарины и её испытания затянулись, и лодка вошла в строй только в 1909 году. Несколько лет она использовалась как учебный корабль, но её ненадёжность, сложность в управлении, неустранимые недоработки конструкции привели к тому, что «Почтовый» в 1913 году был исключён из состава флота.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «КОМСОМОЛЕЦ»

После окончания Гражданской войны военно-морского флота у Советской России, по сути, не было. До начала первой пятилетки о настоящем возрождении военно-морской мощи страны речи не шло. 5 февраля 1930 года на Балтийском заводе в Ленинграде была заложена головная подводная лодка первой крупной серии советских субмарин. От её имени – «Щука» все лодки этой серии получили индекс «Щ» перед номером. 23 февраля на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком была заложена подводная лодка «Щ-304».

А незадолго до этого пленум ЦК ВЛКСМ обратился к молодёжи страны с призывом собрать деньги на постройку подводной лодки. Идея нашла широкий отклик, и в фонд акции «Подводная лодка от комсомола» стали поступать деньги, перечисляемые членами ВЛКСМ, и не только ими. В поддержку почина выступил Владимир Маяковский. В газете «Комсомольская правда» было опубликовано его стихотворение «Подводный комсомолец»: «Пугая вражьи корабли, гудком раздвиньте глотку, на комсомольские рубли мы выстроим подлодку».

В начале марта в ЛЭТИ состоялось общее собрание членов ВЛКСМ, которое постановило «в течение двух месяцев отчислять по 1% от стипендии со всех комсомольцев, и предложило комсомольцам в группах привлечь к сбору средств всё студенчество». Предложение было воспринято с энтузиазмом, возникло даже соревнование – кто внесёт больше и быстрее. В «Красном Электрике» появилась характерная для того времени заметка – «Дадим подводную лодку имени Комсомола». В ней сообщалось о решении собрания и о том, что на постройку субмарины «43 группа III курса – вносит 13 р. 50 к. и вызывает сварщиков и термистов III курса и электролизников IV курса. Группа 46 (4 курс ЦЭС), практиканты 1 Гэс, вносят 18 р. и вызывают 47 группу (практиканты 7 Гэс)». А студент Кузютин добавлял: «Принимаю вызов тт. Михайлова и Соколова, вношу 5 р. на комсоподлодку и вызываю тт. Дмитриева Г.Н., Кузнецова П.Ф., Эпштейна С. И., Кошеверова Д. сделать то же самое».

В следующем номере газеты в заметке «На постройку подводной «Комсомолки» говорилось, что призыв Кузютина услышан, комсомолец Эпштейн внёс 5 р. и в свою очередь вызывает Румянцева, Левшина и Разборщикова. Опубликованы подобные призывы других комсомольцев, названы ребята, уже перечислившие деньги в фонд строительства субмарины. Подобные заметки газета публиковала и в дальнейшем.

В общей сложности на постройку подлодки было собрано 2,5 млн рублей. Субмарина, получившая имя «Комсомолец», вошла в состав морских сил Балтийского моря в августе 1934 года. Это была современная для того времени средняя подлодка надводным водоизмещением 578 т, длиной 57 м, способная погружаться на глубину 90 м.

В 1941 году «Щ-304» находилась в ремонте и в свой первый боевой поход отправилась только 9 июня 1942 года, который оказался очень трудным. За 19 дней плавания субмарина 22 раза форсировала минные заграждения, выдержала 7 воздушных атак, трижды обстреливалась береговой артиллерией, преследовалась противником 90 часов, на неё было сброшено свыше 150 глубинных бомб.

В последний поход «Комсомолец» отправился 27 октября 1942 года. Через два дня связь с ней прервалась, и на базу она не вернулась. В 2002 году при сканировании дна Финского залива финны обнаружили неизвестную подлодку, которая впоследствии была опознана как «Комсомолец». На ней погибло 40 моряков.

И сегодня наши соотечественники стараются помочь военнослужащим. Сотрудники университета оказывали материальную поддержку раненым, а студенты выступали перед ними с концертной программой. В вузе действует штаб движения #МЫВМЕСТЕ для координации помощи петербуржцам, чьи близкие были мобилизованы. Напомним, что штаб функционирует в пом. 5218 с понедельника по пятницу, с 10:00 до 17:00.


Александр Сажин