Да пребудет с тобой стипендия

Да пребудет с тобой стипендия

Зимняя сессия 21/22 завершилась. 28 февраля на банковские карточки студентов и аспирантов «упадёт» заслуженное денежное поощрение.

745

Зимняя сессия 21/22 завершилась. И если всё сложилось удачно, то 28 февраля на банковские карточки студентов и аспирантов «упадёт» заслуженное денежное поощрение. Конечно, базовую стипендию в российских вузах основным источником дохода не назовёшь, зато нелишней прибавкой – вполне. А как обстояла ситуация со стипендиями у студентов нашего университета в дореволюционное время? Хватало ли стипендии советским лэтишникам? И каков стипендиальный фонд ЛЭТИ в этом году? Рассказываем обо всём по порядку.


ИМПЕРАТОРСКАЯ

Одно из ранних упоминаний о начислении стипендий в нашем университете зафиксировано в историческом документе от 1909 года, который хранится в музее ЛЭТИ. В разделе под названием «Правила о стiпендияхъ для студентовъ Института» говорится о том, что стипендии начислялись студентам выборочно, не более чем на год (четыре года подряд), при наличии установленного количества в 10-13 зачётов.

Обращаться с прошением о начислении стипендии студенту Электротехнического Института императора Александра III необходимо было напрямую к Директору. И выплаты носили, скорее, не стимулирующий, а материально-вспомогательный характер для «недостаточных студентов», которые, при хороших успехах в учёбе, испытывали затруднения в дальнейшей оплате курса, ведь всё высшее образование до Революции 1917 года было платным.

СОВЕТСКАЯ

В советский период бесплатное высшее образование в стране стало возможным для каждого гражданина. И стипендия, как мера социальной поддержки, в этот период получила особое развитие. Выплаты советскому студенту назначались два раза в год: по итогам зимней и летней сессий при условии учёбы на очном отделении без троек. Деньги на всю группу раз в месяц получал староста по выписанной в деканате ведомости. В день выдачи очередь в кассу на 2-м этаже «бухгалтерского коридора» в 3-м корпусе изгибалась змейкой и могла достигать 50-60 человек. Под роспись староста выдавал деньги почти всем двадцати одногруппникам – в то время студенты «не выходили» на стипендию крайне редко.

Делится воспоминаниями выпускник ЛЭТИ 1974 года, а ныне зав. кафедрой ЭУТ профессор Константин Евгеньевич АББАКУМОВ: «Жизнь советского студента – это не борьба «за кусок хлеба», а относительно стабильное положение с возможностью полностью погрузиться в учёбу. Да пребудетс тобой стипендия!

Средняя зарплата молодого специалиста после института тогда составляла 110 рублей. Я такие деньги получал, начиная со второго курса: повышенная стипендия за все пятёрки, надбавка за обязанности старосты, работа на полставки лаборантом на своей выпускающей кафедре и ещё там же – периодические солидные премии по итогам завершившихся исследований.

С точки зрения покупательной способности, базовая стипендия в 35 рублей – это как если бы сейчас при средней зарплате в 50 тысяч рублей студент получал стипендию примерно 17 тысяч рублей. 35 рублей хватало на ежедневные плотные обеды в институтской столовой и проезд в общественном транспорте». 

СОВРЕМЕННАЯ

На сегодняшний день в 36-й статье Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрено семь видов стипендий (первые пять – государственные):

→ академическая;

→ социальная;

→ аспирантская, ординаторская, стажёрская;

→ Президента и Правительства РФ (за выдающиеся успехи в учёбе и научных исследованиях, в том числе по приоритетным для государства направлениям);

→ стипендии слушателей подготовительных отделений (в случае обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета);

→ именные (В.О. Потанина, А.А. Собчака, Д.С. Лихачёва и др.) выплачиваются из частных фондов;

→ стипендии, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими студентов на обучение.

Размер минимальной базовой академической стипендии в вузах России в 2022 году составляет 1820 рублей, максимальный размер повышенной стипендии доходит до 6000 рублей – каждый вуз устанавливает свою сумму в пределах выделенного финансирования. Почему же суммы в университетах разнятся? Ответ кроется в том, чтоизначально Министерство выделяет сумму на всех студентов университета, обучающихся по очной форме за счёт средств федерального бюджета, из расчёта, что все могут сдать сессию без троек. Но «картина» меняется после экзаменов, когда часть студентов получают «удовл.» и «неудовл.», – стипендиатов становится меньше, а выделенная сумма остаётся неизменной и уже делится среди тех, кто сдал на «отлично» и «хорошо». Так, троечники, сами того не зная, повышают стипендию более успешным коллегам по учёбе.

На начало 2022 года объём средств стипендиального фонда ЛЭТИ составляет 272 561 900 рублей. Кроме того, на период текущего весеннего семестра из федерального бюджета выделены средства на выплату стипендий Президента и Правительства РФ в объёме 5 051 840 рублей.

По данным департамента экономики и финансов ЛЭТИ, объём средств из федерального бюджета на стипендии ежегодно растёт. «Это происходит как за счёт увеличения общей численности обучающихся по очной форме обучения, так и за счёт индексации нормативов стипендий. Последний значительный рост фонда наблюдался в 2021 году – на 20 млн руб. по сравнению с предыдущим годом, в 2022-м – рост на 17 млн рублей», – комментирует ведущий экономист ПФО Патриция Евгеньевна ШИРИПИНА.

БУДУЩАЯ

Начиная с 2019 года, в Госдуме и Совете Федерации обсуждался законопроект об увеличении стипендии в российских вузах до уровня прожиточного минимума в конкретном регионе. Размеры академической стипендии законодатели предлагают приравнять к 80% показателя прожиточного минимума на одного человека, а для аспирантов, ассистентов-стажёров и ординаторов – к не менее, чем 200%. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту от 10 марта 2021 года отмечается, что размеры стипендий будут поэтапно доводиться до установленных новым законом в течение трёх лет.

Однако чтобы дать фактический ход этой законодательной инициативе, необходимо изменить основной отраслевой Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пока дата принятия законопроекта в первом чтении не определена, поэтому на сегодняшней день инициатива по улучшению стипендиального обеспечения студентов остаётся на уровне перспективы.