Профессор Военного учебного центра Чеслав Чеславович Петрович: «В подводной жизни очень сильно развито понятие дружбы»

Профессор Военного учебного центра Чеслав Чеславович Петрович: «В подводной жизни очень сильно развито понятие дружбы»

19 марта 2021 года отмечается 115 лет со дня образования подводного флота России. В честь праздника мы побеседовали с профессором Военного учебного центра при СПбГЭТУ «ЛЭТИ», капитаном 2 ранга Чеславом Чеславовичем Петровичем.

19.03.2021 1146

19 марта в нашей стране ежегодно отмечается День моряка-подводника, учрежденный в 1906 году как день рождения подводных сил России. Наряду с представителями самой героической и романтической морской профессии, этот день заслуженно считают своим праздником в ЛЭТИ.

Наш университет на протяжении всей своей истории связан с подводным флотом, осуществляя научные разработки и подготовку военных специалистов для подводных сил страны. Сотрудники ЛЭТИ внесли весомый вклад в разработку аппаратуры для подводной связи и освещения подводной обстановки, развитие гидроакустики, совершенствование методов хранения, передачи и обработки информации в РЛС и PHC, разработку автоматизированного радионавигационного комплекса управления исследовательскими судами при проведении геофизических работ.

С 1944 года в ЛЭТИ организована подготовка офицеров запаса для ВМФ. В настоящее время в военном учебном центре университета проходят подготовку студенты пяти факультетов (ФКТИ, ФРТ, ФЭА, ФИБС, ФЭЛ) и ИНПРОТЕХ по программам обучения офицеров запаса и матросов запаса для службы на надводных кораблях и подводных лодках.

В числе преподавателей ЛЭТИ есть кадровые офицеры, имеющие опыт службы на подводных лодках ВМФ: капитан 1 ранга Склярский Юрий Александрович; преподаватели военного учебного центра капитан 1 ранга Гучек Валерий Игоревич; капитан 1 ранга Полянский Аркадий Петрович, капитан 2 ранга Петрович Чеслав Чеславович.

В профессиональный праздник мы побеседовали с профессором Военного учебного центра при СПбГЭТУ «ЛЭТИ», капитаном 2 ранга Чеславом Чеславовичем Петровичем.

– Чеслав Чеславович, почему Вы выбрали эту профессию и как складывался Ваш профессиональный путь?

– В школе готовился к поступлению в Высшее военно-морское училище. В середине 70-х отечественный Военно-Морской Флот стремительно развивался, на стапелях строились большие надводные корабли – авианесущие, ракетные крейсера с атомными энергетическими установками, атомные подводные лодки осваивали океанские просторы, совершали кругосветные без всплытия переходы, уверенно ходили под арктический лед, все это широко освещалось в газетах, журналах, книгах. Поэтому решение поступать в военно-морское училище было осознанным. Поступил в Высшее военно-морское училище, окончил его в 1982 году по специальности «Штурманская Военно-Морского флота». Теперь постараюсь кратко, рассказать о прохождении службы. Как записано сухо в личном деле, вспоминать мне не хочется. А подробно рассказывать будет очень объёмно, да, пожалуй, и скучно. Поэтому попытаюсь остановить внимание на самых главных и интересных периодах своей службы.

Получил назначение командиром электронавигационной группы на большую подводную лодку в Приморье, спустя год следующая должность – командир штурманской боевой части, затем помощник командира этой же подводной лодки. В этот период подводная лодка привлекалась на проведение различных испытаний с представителями или комиссиями некоторых НИИ. Ходили в Японское, Охотское море, причем интенсивно и много, успешно отрабатывали задачи боевой подготовки, много работали на обеспечение НИИ, испытывали радиоприемные устройства, буксируемые антенны и другие комплексы связи в различных режимах и в разных районах плавания, в том числе в подводном положении.

Затем после окончания Высших специальных офицерских классов, стал старшим помощником командира подводной лодки на Дальнем Востоке. После двух длительных боевых служб в тропических широтах в должности старшего помощника, получив необходимый опыт управления подводной лодкой был назначен командиром большой подводной лодки. В целом на подводных лодках я прослужил более 10 лет.

1996 год был примечателен для меня тем, что вдруг получил приглашение на преподавательскую должность на факультет военного обучения технического университета. Предложение это для меня было неожиданным, круто меняющим мой служебный путь. Поэтому я дня два или три раздумывал, прежде чем дать согласие. Всё было за то, чтобы начать преподавательскую деятельность: и мой возраст, и семейное положение – двое детей, старший сын уже заканчивал шестой класс. С кем я ни советовался, все были за то, чтобы перейти на факультет военного обучения. Там прослужил 10 лет начальником цикла, готовил офицеров запаса для Военно-Морского флота.

– У моряков принято измерять «чистое» время, проведенное в море – у Вас, наверное, это значительный период? Какая она – жизнь моряка - подводника и что Вам запомнилось больше всего?

– Вторая волна океанских лодок 641 проекта на которых мне довелось служить после окончания «командирских классов» прочно утвердила за собой название «рабочей лошади холодной войны». Они осваивали новые районы плавания в тропической зоне, в том числе и Индийского океана. Лодки вели поиск и слежение за подводными лодками и авианосными ударными соединениями ВМС США, выполняли множество задач. По данным историков дизельные подводные лодки нашего соединения вытянули на своих «плечах» 25% всех боевых служб Тихоокеанского флота. Международная обстановка была неспокойной, требовала наращивания сил в южной части Тихого океана, поэтому основной формой применения подводных лодок была длительная боевая служба. На своих стальных плечах эти лодки вынесли испытания железа и механизмов, испытания воинского духа и человеческих организмов, результатами и выводами которых до нынешних времен пользуется весь российский подплав.

Угадайте с трех раз, сколько раз пришлось бывать дома, в кругу семьи, если ушли на боевую службу 1 сентября 1987, а вернулись в родную базу 8 декабря 1988 года, а спустя 110 суток снова на боевую службу на 8 месяцев. На наших лодках служили энергичные офицеры, с активной жизненной позицией, не боящиеся служебных и бытовых невзгод, грамотные и толковые. У них не было неуверенности в том, как строить свою службу и к чему стремиться. Все они пришлись к месту, каждый из них поднялся по служебной лестнице, некоторые стали командирами лодок. Вскоре в соединение от промышленности начали поступать новые подводные лодки третьего поколения «Варшавянка», на которых посчастливилось выходить в море для решения задач боевой подготовки.  

Как не уважать людей, которые сил своих и жизней не жалели, для того, чтобы держать свой корабль в полной боевой готовности, несмотря на все тяготы морской службы. Пример: перед очередным выходом на боевую службу экипаж готовит лодку к походу. Кто проверяет работу механизмов, кто устраняет возникшие неполадки, кто проверяет наличие ЗИП, то есть каждый человек занят своим заведыванием, каждый знает, что, если у тебя во время похода что-то случится – может пострадать весь экипаж, может возникнуть угроза не выполнить боевую задачу. Такое отношение к делу было у наших моряков, поэтому не горели и не тонули наши лодки.

Основная задача подводников в море – это несение вахты. Две смены по четыре часа – восемь часов ты сидишь за пультами управления, осуществляешь работу по организации освещения обстановки. В дневное время проводятся тренировки, занятия по специальности, мероприятия, связанные с культурным развитием – концерты, дни специалиста – штурмана, минера, гидроакустика, выпускаются стенгазеты, боевые листки, где выявляются творческие возможности личного состава. Но в основном все было отдано несению службы.

Если говорить о романтике, то запомнились походы в тропические широты. Экзотика Южно-Китайского моря, внезапных шквалов, тайфунов тех мест до сих пор в памяти.

– Какие традиции, принятые среди подводников, наиболее близки Вам? Соблюдаете ли Вы их сегодня?

– Существует традиция встречи подводной лодки из дальнего похода, когда командующий флотилией или командир бригады, получив на пирсе доклад от командира об успешно выполненной боевой задаче и готовности экипажа к выполнению новых задач, вручает экипажу жареного поросенка в присутствии родных, друзей и сослуживцев. Это очень трогательный и торжественный ритуал.

– У подводника есть особые качества, отличающие его от людей других профессий? Какие из них особенно важны для успешного несения службы?

– Чтобы выполнить задачу, нужны, прежде всего, здоровье, спокойствие за семью – уверенность, что дома все в порядке, семья обеспечена материально. Важно морально-психологическое состояние. Если человек заточен на выполнение задачи, то с ним легче работать. И, конечно, уровень специальной подготовки, потому что основа основ у подводника – это доскональное знание специальности, ощущение того, что ты – профессионал.

– А еще говорят, что у подводников какое-то особое отношение к дружбе?

– Думая о дружбе мужской, о дружбе моряков в особенности, я много раз приходил к заключению, что это явление в нашей жизни, самое великое и благородное чувство между людьми. Без этого чувства была бы пресной вообще жизнь людская на Земле. Да, в подводной жизни очень сильно развито понятие дружбы, товарищества, взаимовыручки. Мы до сих пор все дружим, держимся до последнего момента, помогаем друг другу. И свой профессиональный праздник всегда отмечаем вместе, в компании с друзьями.

– Вы много лет занимаетесь преподавательской деятельностью. Чему считаете важным научить будущих матросов и офицеров?

– За это время через мои руки на военной кафедре прошло более 1000 человек – будущих специалистов. Из них некоторые стали капитанами производства, крупными специалистами военно-промышленного комплекса, большими начальниками в силовых структурах.

В ЛЭТИ не все студенты имеют возможность попасть в Военный учебный центр, у нас большой конкурс. Отбирают тех, у кого крепкое здоровье, устойчивая психика, хорошая физическая подготовка и отличная успеваемость. Военная специальность сложная, требует больших теоретических знаний. Я занимаюсь со студентами морской, штурманской подготовкой, обучаю их устройству подводной лодки. Знания, которые они получают по своей основной специальности, например, изучая радиолокационные или акустические станции, здесь они имеют возможность применить на практике, получая при этом результат.

Преподавательский коллектив Военного учебного центра старается воспитать в слушателях романтику морских специальностей, показать, как красив этот вид деятельности, какое удовлетворение приносит профессиональное владение навыками работы с техникой.

– Что Вы хотели бы пожелать в честь праздника своим коллегам – морякам-подводникам?

Желаю крепкого флотского здоровья, благополучия в семье, потому что это крепкий тыл, без которого невозможно успешно выполнять боевые задачи. И чтобы число всплытий было равно числу погружений и на одно больше!