Заместитель директора ИНПРОТЕХ Марина Власова: «Онлайн-платформы станут незаменимым помощником для студентов и преподавателей»

Заместитель директора ИНПРОТЕХ Марина Власова: «Онлайн-платформы станут незаменимым помощником для студентов и преподавателей»

Заместитель директора Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Марина Сергеевна Власова дала комментарий о развитии дистанционного обучения в КНР для новостного агентства Спутник Китай.

21.05.2020 372

– В чем заключается специфика онлайн-образования Китая и востребованность онлайн-курсов?

– Четыре отличительные особенности: государственное участие, активная поддержка бизнеса (причем как крупного, так и малого), масштабность и масштабируемость (в период пандемии в Китае 180 млн. учащихся были переведены на дистанционное обучение), а также гибкость. Ситуация с эпидемией коронавируса показала, как быстро государство при поддержке бизнеса способно решать проблемы, связанные со всеобщей цифровизацией образования. Помимо частных онлайн–платформ для удаленного обучения, правительство Китая оперативно развернуло «Национальный виртуальный класс». Интересный и очень важный опыт!

В рамках исполнения государственных контрактов технические ресурсы для этого проекта обеспечили такие гиганты как Baidu, Huawei и Alibaba, а поставщиками телеком–услуг выступили China Telecom, China Unicom и China Mobile. В результате была создана платформа для дистанционного обучения из 7 тыс. серверов, связанных каналами с общей пропускной способностью свыше 90 терабайт. Одновременно ею могут пользоваться до 50 млн. учащихся (для студентов с медленным интернетом по государственному телевидению были организованы трансляции занятий). Вот какие интересные шаги и важные результаты!

Такое наращение цифровых возможностей обучения позволило студентам более двух тысяч высших учебных заведений, расположенных на территории Китая, продолжить обучение, а рынок онлайн–образования в Китае получил мощнейший импульс развития.

– Что российские вузы могут позаимствовать из опыта Китая?

– Во-первых, увеличение числа пользователей таких глобальных ресурсов как Coursera. Только у китайской версии Coursera насчитывалось более миллиона пользователей даже в преддверии пандемии COVID-19. Национальное продвижение и увеличение аудитории повышает и национальные стандарты дистанционного образования.

Во-вторых, поддержка университетами стартап-инициативы в сфере дистанционного образования. Почти половина всех мировых инвестиций в онлайн–образование приходится на стартапы из КНР. В Пекине и Шанхае действует более 3 тыс. стартапов в области удаленного обучения. В Нью–Йорке, для сравнения, порядка 1 тыс. Объем китайского рынка дистанционного образования в 2018 году оценивался в 230 млрд юаней ($33 млрд), а уровень проникновения услуг – в 10%. Этот путь совершенно очевидно открыт и для российской предпринимательской инициативы.

В-третьих, поддержка российскими университетами идеи создания национальной образовательной платформы. Преимущество системы в ее безопасности и автономности: вся информация и данные образовательных ресурсов хранятся на территории государства и недоступны без санкционированного подключения для других стран. Кроме этого, национальная образовательная платформа становится независимой и от политической обстановки. В этой ситуации позитивный опыт Китая, вне сомнения, может быть взят на вооружение.

– Как сохранить работу профессора в этой ситуации?

Основным отличием работы преподавателя в системе высшего профессионального образования является постоянное самообучение и применение лучших научных разработок и практик в своей профессиональной деятельности. Сегодня трудно себе представить профессора ведущего университета, которые не владел бы современными информационными технологиями. Но, поскольку профессорско-преподавательский состав принадлежит к разным поколениям, то для определенной группы преподавателей сформировалась очевидная адаптационная проблема.

Каковы действия руководства Университетов?

Технические решения: обеспечение доступа к высокоскоростному Интернету, обеспечение компьютерами и гаджетами, наличие современных операционные систем и сред, программное обеспечение.

Организационно-управленческие действия: создание условий и оказание помощи преподавателю для перевода традиционного формата дисциплины или курса в онлайн-формат.

Поддержка квалификационного роста: в части освоения нового коммуникационного режима, развития дизайн-мышления, развитие предпринимательской инициативы и т.д.

Аудиторная деятельность не исчезнет, а, наоборот, приобретет дополнительную ценность. Но, если развитие аудиторного контента будет отставать за динамикой онлайн контента, то аудитория останется пустой. И войдет в нее только лучший – развивающий контент, адаптированный к международным рынкам, активно публикующийся.

– Появились ли «звездные» профессора, как в шоу-бизнесе?

Скажу, что такой тип преподавателя уже сформировался. Другое дело, что при онлайн-преподавании обнажаются многие личностные особенности преподавателя, ведущего занятия, одни из которых подразумевают наличие или отсутствие гибкости и готовности работать в «обезличенной» аудитории, другие – связаны с отсутствием восприятия разницы между онлайн и оффлайн преподаванием, третьи – желанием или нежеланием развивать не только контент, но и стиль преподавательской деятельности.

Но первые звезды уже появились среди бывших репетиторов, ранее других ушедших в онлайн. Например, состояние бывшего репетитора Чжана Бансиня из КНР, основавшего EdTech-фирму TAL Education, за время пандемии выросло до $10 млрд.

– Что будет с провинциальными университетами?

– Нужно изменить формулировку: с провинциальных на отстающие. Томский консорциум университетов? Дальневосточный федеральный? Это провинциальные? Нет.

Действительно, существует точка зрения, что при тотальном переходе российских университетов на дистанционное обучение определенная группа вузов может пострадать. Вопрос не в провинциальности, а в готовности университетов «выйти» на стратегическое партнерство с крупными компаниями, войти в коллаборации с ведущими университетами, региональным руководством, разработав уникальные, востребованные образовательных программы для всех уровней образования.

– Не произойдет ли отчуждения образовательного контента от его авторов?

– Глава 70 ГК РФ раскрывает особенности по защите авторского права. Юридически и организационно грамотное оформление контента на онлайн-платформе не должно приводить к отчуждению авторства. Для этого, собственно, мы и упоминаем о возможной разработке и внедрения национальной образовательной платформы.

– Не разорвется ли цепь преемственности от преподавателя к студенту при живом общении?

– Но, скорее всего, в силу специфики преподавания многих технических дисциплин, требующих «живого» участия студента в учебном процессе (при проведении лабораторных исследований, испытаний, экспериментов, работы на специфическом оборудовании) онлайн-платформы станут не простым заменителем, а незаменимым помощником.

Ссылка на оригинальный материал