Кейс-лаборатория (CaseLAB)
2019 г. в рамках проекта «От инженерного знания к принятию управленческого решения», реализуемого при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», на базе СПБГЭТУ «ЛЭТИ» в составе ИНПРОТЕХа была открытая кейс-лаборатория.
Создание и развитие высокотехнологичных отраслей предопределено задачами подготовки будущих профессионалов и состоянием современной системы инженерного образования. Работодатели все чаще подчеркивают, что успех инженера зависит не только от уровня технических знаний, но и развитых навыков убеждения, способности лидировать и эффективно работать в качестве ключевого представителя команды, а также способности оценить факторы, которые влияют на инженерные решения. Приобрести такие компетенции за период четырех-, пятилетнего обучения вряд ли возможно без применения активных методов обучения - методов, при которых студенты из пассивных слушателей превращаются в активных участников образовательного процесса. Данные методы позволяют формировать способности более высокого порядка: надпрофессиональные навыки «soft skills».
Один из таких методов - case study. Преподавание на основе инженерных кейсов позволяет учащимся столкнуться с реальными деловыми и/или инженерными ситуациями, а не ограничивать обучение форматом «мел-доска-монолог» в рамках традиционного академического обучения. Метод кейсов стал одним из основных методов обучения в большинстве бизнес-школ, но не так широко тиражирован в сфере инженерного образования, где он должен быть реализован в значительно больших масштабах. Ограничением использования метода является мнение, что кейсы не могут соответствовать природе инженерных дисциплин, указание на отсутствие библиотеки инженерных кейсов, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Основным направлением деятельности Кейс-лаборатории ИНПРОТЕХ (Case Lab) является организация содействия внедрению в учебный процесс и внеучебную деятельность университета современных образовательных технологий и методов обучения; формирование и актуализация каталогизированного массива существующих кейсов, а также подготовка и разработка материалов для диагностики и развития компетенций и надпрофессиональных навыков талантливой молодежи.
В целях широкого обсуждения вопросов применения кейс-метода с привлечением студентов и преподавателей ВУЗов России, а также представителей бизнес-сообщества кейс-лаборатория ИНПРОТЕХ выступила в роли организатора следующих мероприятий в рамках проекта «от инженерного знания к принятию управленческого решения».
На полях Российской Энергетической Недели состоялась форсайт-сессия, объединившая представителей десятка ВУЗов РФ и представителей компаний-работодателей для обсуждения методологии создания и аудиторного и внеаудиторного использования крупноформатных инженерных кейсов. Заявки на участие сформировали более 700 человек. Модератором мероприятия выступила Елена Литвинова – бизнес-консультант по управлению изменениями и эффективному взаимодействию команд, декан Факультета корпоративных коммуникаций ОЕАЕР (Прага). Основным в рамках форсайт-сессии был определен следующий вопрос: «Как может выглядеть образовательный процесс в ВУЗах при работе с инженерными кейсами, чтобы выпускники были востребованы рынком и готовы к решению реальных задач?». На протяжении 5 часов участники, разделившись на команды, стремились предложить наиболее адаптивный механизм популяризации кейс-метода в инженерном образовании. В качестве основы для обсуждения участникам были представлены аналитические материалы кейсов Международного инженерного чемпионата Case-In. Результаты обсуждения легли в основу методических рекомендаций, изданных в декабре 2019г., с целью распространения данного подхода в инженерных и технических вузах РФ.
Проведение региональных воркшопов ставит перед собой задачу подготовки студенческих команд к участию в крупных соревновательных турнирах, использующих кейс-метод. Примечательно, что представители университетов, познакомившись с материалами Чемпионата Case-In, в рамках проведения форсайт-сессии в октябре 2019г., приняли решение поучаствовать в Осеннем Кубке данного чемпионата. В частности, команда «LETI» СПБГЭТУ «ЛЭТИ» смогла пройти отборочный этап в Северо-Западном федеральном округе и в декабре 2019г. была приглашена на финал в г.Москва. Перед отправлением на Финал команда решила поучаствовать в организуемом региональном воркшопе. Тем более, что в рамках воркшопа рассматривались следующие аспекты:
- подготовка кураторов команд и студентов к участию в кейс-турнирах, хакатонах и международных олимпиадах, направленных на развитие профессиональных знаний и навыков;
- формирование методического подхода к созданию, использованию и развитию в рамках образовательного процесса инженерных кейсов;
- формирование единой рамки требований к представлению фактологического материала ведущими отраслевыми компаниями;
- необходимость создания кейсов, включение кейса в образовательный процесс, заинтересованность различных целевых групп;
- структура образовательного кейса, особенности инженерных кейсов.
- принципы поиска (для образовательных организаций) и раскрытия первичной информации о компании для разработки кейса и принципы работы с первоисточниками информации (какие трудности, особенности могут возникать).
Первый воркшоп состоялся в ноябре 2019 г. К обсуждению вопросов применения кейс-методологии присоединились представители Томского политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Модератором мероприятия выступила Елена Леонидовна Литвинова.
Нормативные документы
