Директор ИФИО Юрий Филатов: «ЛЭТИ – это неотъемлемая часть моей жизни»

Директор ИФИО Юрий Филатов: «ЛЭТИ – это неотъемлемая часть моей жизни»

О любимой работе, современных студентах и о том, как привлечь в науку молодежь, рассказал директор Института фундаментального инженерного образования, заведующий кафедрой лазерных измерительных и навигационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Юрий Владимирович Филатов.

10.09.2020 344

Добиться успеха в профессии можно только на любимой работе – в этом уверен директор Института фундаментального инженерного образования (ИФИО), заведующий кафедрой лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Юрий Владимирович Филатов. В этом году он отметил 75-летний юбилей. Более сорока из них он трудится в Первом электротехническом.

Юрий Владимирович – лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования, Заслуженный работник высшей школы РФ.

Юрий Владимирович, в этом году Вы отметили 75-летний юбилей. Каждый человек свой возраст воспринимает по-своему. Как Вы лично относитесь к этой цифре?

– С удивлением. Эта цифра плохо укладывается в моей голове.

В 1968 году Вы закончили Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. Учеба в вузе легко давалась, или, как в известном изречении Луция Сенеки «Per aspera ad astra» — «Через тернии к звездам»?

– Сверхсложностей во время учебы в университете я не испытывал. Сразу скажу: отличником не был, но учился неплохо и с удовольствием.

Как и когда Вы начали заниматься научной деятельностью? Какой фактор явился толчком к изучению науки?

– Научной деятельностью я начал заниматься на третьем или четвертом курсе, на радиофизическом факультете Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина, который закончил в 1968 году. Учебный процесс был построен так, что на старших курсах большая часть времени была отдана научной работе в лаборатории. Мне эта работа нравилась, с того времени я и вовлечен в научную деятельность.

Большая часть Вашей профессиональной деятельности связана с ЛЭТИ.  В университете вы работаете более сорока лет. Расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша деятельность в ЛЭТИ?

– После окончания политехнического института я работал во Всероссийском научно-исследовательском институте метрологии им. Д.И. Менделеева. Там подготовил кандидатскую диссертацию. Первым оппонентом был приглашен Дмитрий Павлович Лукьянов. Он тогда перешел в ЛЭТИ на должность заведующего кафедрой гироскопии из Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.

После того, как я защитил кандидатскую диссертацию, он пригласил меня перейти работать в ЛЭТИ. Это было в 1977 году. Я согласился и не жалею об этом.

Современные студенты – какие они? Отличаются ли они от тех, которые учились в начале Вашей профессиональной деятельности в ЛЭТИ?

– Когда я только начинал свою деятельность в ЛЭТИ, поступить в высшие учебные заведения было сложно. В вузы попадало 30 процентов выпускников школ, сейчас – порядка 60. Соответственно, отбор раньше был значительно жестче, и уровень знаний поступавших – выше.

Кроме того, тогда не было Единого государственного экзамена, и обучение в школе было ориентировано на получение знаний, которые ребята могли продемонстрировать на вступительных экзаменах в вузе.  Сейчас же, к сожалению, обучение в школе ориентировано в большей степени на сдачу ЕГЭ.

Тем не менее, и сейчас есть много прекрасных ребят, работа с которыми приносит истинное удовлетворение.

Талантливая молодежь, квалифицированные молодые преподаватели и ученые являются лицом своего вуза, «брендом», который служит гарантией успешности учебного заведения. Как сегодня, на Ваш взгляд, можно привлечь молодежь в науку?

– Путь ребят, увлекающихся наукой, в «большие» исследования должен начинаться со школьной парты. В то же время это не должно быть для ребят «обязаловкой».

Работу со школьниками мы в ЛЭТИ считаем важной составляющей нашей деятельности. В качестве хорошего примера можно привести заведующего кафедрой физики Александра Сергеевича Чирцова, который много времени уделяет общению со школьниками физико-математических школ. Также он читает дополнительные курсы по физике, на которые студенты ходят с большим удовольствием.

Как Вы считаете, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, достаточно добросовестно исполнять поручения руководителя или еще необходимо самому ставить себе задачи?

– Важно, чтобы работа была тебе интересна. Только тогда появляются собственные задачи и цели, которых хочется достичь. Добиться успеха можно только в любимой сфере.

Представим на секунду: судьба приготовила такой поворот, что Вы не стали преподавателем и ученым. Кем тогда Вы были бы в этой жизни, чем занимались? Какие увлечения у Вас есть еще?

– Если говорить об увлечениях, то их у меня много: книги, живопись, кино. Очень люблю путешествовать – посещать новые места, изучать их достопримечательности и историю. Но вряд ли я смог бы заниматься ими профессионально.

Поэтому на Ваш вопрос, пожалуй, отвечу так: представить себя в другой профессии мне крайне сложно.

К какой цели сегодня указывает стрелка вашего внутреннего компаса? 

– Вот уже сорок с лишним лет она направлена на плодотворную работу в любимом университете.  Сегодня моей основной задачей является развитие подразделений, в которых я работаю в ЛЭТИ, и всего вуза в целом.

– Удалось ли передать любовь к науке своим детям и внукам? Или они выбрали другую сферу деятельности?

– Мой сын окончил тот же факультет, что и я.

Над решением каких задач Вы сейчас работаете?

– Я заведую кафедрой лазерных измерительных и навигационных систем и являюсь директором Института фундаментального инженерного образования, поэтому в моей работе присутствует много административной деятельности. Тем не менее, удается заниматься и наукой. В этом году мы на кафедре выиграли два гранта РНФ, для выполнения плана которых нужно провести много исследований. Предстоит много научной работы, и это не может не радовать.

– Начался новый учебный год. Что бы Вы хотели пожелать новоиспеченным студентам?

– Всем студентам, независимо от того, на каком курсе они учатся, я хочу пожелать, чтобы учиться им было интересно. Ведь эффективное обучение возможно только тогда, когда есть интерес.

– Закончите, пожалуйста, фразу: «ЛЭТИ для меня – это...».

– Это место, где я провожу большую часть времени, где работают мои друзья, вместе с которыми нам удается добиваться интересных результатов. ЛЭТИ – это неотъемлемая часть моей жизни.