История факультета радиотехники и телекоммуникаций
Образование радиотехнического факультета в 1945 году в составе Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ) стало важным звеном в цепи исторических фактов, связанных со становлением и развитием радиотехнического образования в СССР и России.
ЛЭТИ, образованный в 1886 году, как Техническое училище почтово-телеграфного ведомства, был обречен на роль центра кристаллизации идей практического применения электромагнитной теории Максвелла и Герца. В этом утверждении нет ничего необычного. С момента организации специализированного училища по подготовке высокопрофессиональных техников-телеграфистов и до изобретения радио А. С. Поповым прошло менее девяти лет.
В этот период в мире и России самым удачным образом сложились условия, необходимые для появления совершенно нового направления в человеческой деятельности. Одно из них заключалось в накоплении, как теоретических результатов, так и первых практических (может быть, скорее, экспериментальных) применений электромагнитной теории. Результаты экспериментальных исследований Фарадея были теоретически осмыслены в работе Максвелла «Трактат об электричестве и магнетизме» (1873 г.) Эксперименты Герца вплотную приблизили возможность передачи и приема информации в форме электромагнитных волн. Кроме того, усилилась общественная потребность в новом виде связи. Известно, что, если перед обществом возникает задача, какой бы она ни казалась фантастической на тот момент, задача находит свое решение. Объединение этих условий привело к изобретению радио в 1895 году.
В Электротехническом институте, в который было преобразовано Училище, совершенно естественным образом формировалась, говоря современным языком, радиотехническая школа. Высокий стандарт образования в области телеграфии, который был задан основателями училища, с необходимостью порождал интерес к «телеграфии без проводов», как в то время называли возможность передачи сообщения электромагнитными волнами. Поэтому первый научный доклад Попова «Телеграфирование без проводов» в стенах Электротехнического института (ЭТИ) в 1897 году свидетельствует о том, что в ЭТИ были слушатели, движимые интересом и подготовленные к восприятию новых идей.
Другими словами, в ЭТИ уже в конце XIX столетия сформировалась научная среда, воспринимавшая идеи электромагнетизма. Достаточно сказать, что в ЭТИ с 1894 года преподавал профессор И. И. Боргман, двухтомный курс которого «Основания учения об электрических и магнитных явлениях» был издан в 1983 году и содержал основные разделы теории электромагнетизма, которые сложились к этому времени и существуют по сей день: электростатика, постоянный ток, магнетизм, электромагнетизм, электродинамика. В таком объеме этот курс читался для студентов ЭТИ. Поэтому сейчас совершенно ясно, что Электротехнический институт ожидал лидера, и им стал А. С. Попов. В 1899 году по представлению Совета института Министерством внутренних дел России А.С. Попову было присвоено звание «Почетный инженер-электрик», а в 1901 году он стал профессором кафедры физики.
Сейчас, спустя сто с лишним лет, ясно, что с приходом А. С. Попова, в ЭТИ утверждается направление подготовки специалистов в области радиотелеграфии. В 1901 году при кафедре физики создается исследовательская лаборатория по беспроводной телеграфии. В 1902-1903 годах А. С. Попов читает курс «Телеграфирование без проводов». За период 1901 – 1905 годов складывается первоначальная система образования в области радио. Она представляла собой соединение научно-педагогической деятельности А. С. Попова с постановкой курсов радиотелеграфирования в рамках дисциплин проводной телеграфии. В 1903 году профессором П.С. Осадчим был издан учебник по телеграфии, впервые включавший раздел о беспроволочном телеграфировании. Внезапная смерть А. С. Попова в январе 1906 года не прервала сложившуюся структуру радиотехнической подготовки. По учебному плану с 1906 года по специальности («подотделу») «Телеграфы и телефоны» читались две дисциплины «Беспроволочный телеграф» (проф. П. С. Осадчий, Н. А. Скрицкий), «Электрические колебания и волны» (проф. А. А. Петровский). В этот период издаются учебные пособия по лекционным курсам и лабораторным работам. Учебное пособие А. А. Петровского «Научные основания беспроволочной телеграфии» по курсу «Электрические колебания и волны » на долгие годы сохраняло актуальность. В 1916 году Н.А. Скрицкий защитил магистерскую диссертацию, получил звание профессора, в 1917 году была организована первая в России кафедра радиотехники.
В 1913 году окончил ЭТИ и в 1916 году начал работу в институте И. Г. Фрейман. В начале 1917 года он издал «Краткий очерк основ радиотехники», содержавший основные сведения о принципах формирования электромагнитных волн, первые сведения об электронной лампе и её возможности в генераторах электромагнитных волн. В ноябре 1917 года И. Г. Фрейман возглавил кафедру радиотехники, и заведовал ею до конца своей жизни в 1929 году. Профессор И. Г. Фрейман в 1924 году издал учебник «Курс радиотехники». Надо сказать, что учебники того времени имели характер монографии, и лишь методическая направленность делала доступным пониманию студентами самых современных проблем радиотехники. В 1928 году вышло второе, значительно дополненное, издание «Курса радиотехники» И. Г. Фреймана.
В 1925 году в ЛЭТИ образуется кафедра под названием «Общий курс радиотехники» (заведующий кафедрой профессор Н. А. Скрицкий), а кафедра И. Г. Фреймана переименовывается в кафедру «Специального курса радиотехники». Таким образом, во второй половине 20-х годов в ЛЭТИ, по существу, возникла организационная структура, поддерживавшая радиотехническую подготовку. Ее основу в эти годы составили курсы: «Общий курс радиотехники» (проф. Н. А. Скрицкий), «Радиопередающие и радиоприёмные устройства» (проф. И.Г. Фрейман), «Электровакуумные приборы» (В.И. Волынкин), «Машины высокой частоты» (проф. В. П. Вологдин), «Конструкции приборов высокой частоты» (Е. Я. Щеголев), «Основы проектирования радиосвязи» (А. Ф. Шорин), «Радиоизмерения» (С. Я. Соколов), «Расчеты по специальному курсу радиотехники» (А И. Берг). И с позиций сегодняшнего дня не может не вызвать уважения научная прозорливость людей, стоявших у истоков радиотехники и радиотехнического образования в России. Спустя многие десятилетия созданная ими структура радиотехнического образования в ЭТИ-ЛЭТИ была воспроизведена в вузах страны, организованных в 30-е годы прошлого столетия. Это Ленинградский электротехнический институт связи им. М.А. Бонч-Бруевича, Ленинградский институт авиационного приборостроения, Московский энергетический институт, Московский авиационный институт и ряд других вузов.
Известно, что существует два способа создания организационных структур. Один состоит в том, что структура создается, говоря образно, на пустом месте. И тогда ее задачей является создание и развитие того направления, ради которого она была создана. Таким ярким примером является учреждение Петром Первым в 1724 году Академии наук в относительно отсталой в научном отношении России. И трехвековая история Академии свидетельствует о поразительной прозорливости ее создателя. История не приемлет сослагательного наклонения, но вопрос можно поставить: а что было бы, если в 1724-м Академия не была создана? По-видимому, ответ очевиден. В другом случае, вновь создаваемая структура объединяет уже имеющиеся, тем самым придает новый организационный скелет. В структуре вуза таким подразделением является факультет, объединяющий кафедры близкого учебно-научного профиля. На определенном этапе консолидация действий кафедр, объединенных в факультет, дает бесспорно положительный результат. К середине 30-х годов прошлого столетия были образованы кафедры радиотехнического профиля: радиопередающих устройств (проф. А. И. Берг), радиоприемных устройств (проф. В. И. Сифоров), теоретических основ радиотехники (проф. М. С. Нейман), радиоизмерений (проф. Г. А. Кьяндский).
В 30-е годы, до начала войны, радиотехнические дисциплины были представлены курсами: радиоприемные устройства, радиопередающие устройства, питание радиоустройств, радиосети, распространение радиоволн, короткие и ультракороткие волны, радиоизмерения, расчет и проектирование радиоустройств, конструкции радиоустройств и др. Профессорско-преподавательский состав кафедр составили специалисты, имена которых составили плеяду выдающихся ученых в области радиотехники: А. И. Берг, В. И. Сифоров, А. А. Пистолькорс, А. Н. Щукин, А. М. Кугушев, И. В. Бренев, Б. П. Асеев, Л. Б. Слепян, Н. М. Изюмов, С. Я. Соколов, С. А. Дробов, М. П. Долуханов.
В предвоенный период ЛЭТИ претерпел ряд организационных изменений. Они коснулись, прежде всего, специальностей энергетического профиля. В связи с созданием Московского энергетического института, с развитием электроэнергетических специальностей в Ленинградском политехническом институте, в ЛЭТИ остается “слаботочный” профиль. В нем продолжалось развитие специальностей в области электроники, автоматики и радиотехники.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны 1941-45 гг., институт представлял собой высококлассный профессорско-преподавательский и научный коллектив работников, частично относящихся к “старой” энергетической школе и работающих в новейших областях радиотехники, электроники и автоматики.
В сентябре 1945 в ЛЭТИ был образован радиотехнический факультет, в состав которого вошли довоенные кафедры радиотехнического профиля и три новых кафедры “Радиосистем”, “Конструирования и технологии производства радиоаппаратуры” и “Телевидения”. Год образования этих трех кафедр – 1945.
Выпуск радистов ЛЭТИ 1931 года
Сидят: первый справа - Евтеев Ф.Е.,
далее - ........., Сифоров В.И., Берг А.И.,
Волынкин В.И., Кьяндский Г.А.
Выпуск Радиотехнического факультета ЛЭТИ 1953 года
Cледует сказать, что ныне факультет радиотехники и телекоммуникаций образуют пять основных кафедр: теоретических основ радиотехники, телевидения и видеотехники, радиоэлектронных средств, радиосистем, микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры и пять базовых кафедр: средства специальной радиоэлектроники (базовое предприятие АО «НИИ «Вектор»), радиоэлектронных и информационных систем и комплексов (базовое предприятие АО НПП «Радар ММС»), радиоастрономии (базовая организация Институт прикладной астрономии, РАН), нанотехнологий и наноматериалов в радиоэлектронике (базовая организация Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова, РАН) и видеоинформационных систем (базовая организация АО «Научно-исследовательский институт телевидения»), составляющих строгое системное единство кафедр, объединенных общей целью подготовки специалистов радиотехнического профиля.
В числе профессорско-преподавательского состава факультета – Заслуженные деятели науки РФ: профессора И. Г. Мироненко и В. П. Ипатов, Заслуженные работники высшего образования: профессора И. Б. Вендик и С. С. Соколов. В течение долгого времени на факультете работал Заслуженный деятель науки и техники РФ профессор Ю. М. Казаринов.Многие сотрудники факультета награждены знаком «Почетный работник высшего профессионального образования». Кафедры факультета ведут подготовку по направлениям: «Радиотехника», «Конструирование и технология электронных средств», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», а также по специальности «Радиоэлектронные системы и комплексы».
Более чем вековая история радиотехники и радиотехнического образования в Электротехническом институте Александра III, Ленинградском электротехническом институте им. В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете им. В. И. Ульянова (Ленина) наложила отпечаток на современное состояние образовательной научной деятельности в ЛЭТИ. Он заключается, прежде всего, в наследии особого питерского духа профессорско-преподавательского сообщества. Для научно-педагогических школ факультета характерен ориентир на высокие профессиональные и этические стандарты, заданные основателями радиотехники в вузе. Ученые факультета остаются приверженцами классических научных школ в радиотехнике, следуя их традициям фундаментальных исследований, взаимодействиям науки и образования.
Проблема преемственности научных поколений в настоящее время достигла критического состояния. В особо тяжелое положение высшую школу и науку ставит ее постоянное реформирование в течение последних пятнадцати лет. Социальный статус преподавателя высшей школы низведен до неприемлемого уровня. И, тем не менее, притягательная сила науки такова, что молодые люди идут в науку, видя в своих руководителях примеры для подражания.
Может быть, самым ярким свидетельством сказанному является присуждение государственной премии РФ за 2003 год аспирантам кафедры микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры И. А. Колмакову, Я. А. Колмакову, П. Н. Юдину, Д. В. Холодняку (научный руководитель проф. И. Б. Вендик). Особенность науки такова, что она обретает вечность только в преемственности ее достижений приходящими на смену поколениями ученых.
Вся столетняя история радиотехники, как науки и образования в нашем вузе, семидесятилетние традиции факультета дают основания для оптимизма. В каких организационных рамках будет существовать университет в будущем – неизвестно, но хочется верить в то, что Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, его научно-педагогические школы радиотехники останутся звеньями российской и мировой системы высшего образования.
Почтовая карточка, выпущенная к 125-летию со дня рождения профессора Иманта Георгиевича Фреймана.