История кафедры систем автоматического управления

История кафедры САУ началась в 1947 году. Первоначально она называлась кафедрой синхронно-следящих систем и выпускала вплоть до 1983 года инженеров по специальности 0544 «Синхронно-следящие системы артиллерийских установок».

В 1960 г. на кафедре была открыта подготовка по специальности 0624 «Системы управления ракет и других летательных аппаратов» и кафедра получила название кафедра систем автоматического управления (САУ).

В 2008 г. трудовые коллективы кафедры САУ и кафедры ЭАС приняли решение об объединении. Новая, объединенная кафедра с общего согласия получила название «Кафедра систем автоматического управления» (САУ), и ее первым заведующим был избран д.т.н., профессор В.В. Путов. С 2014 г. кафедрой руководит д.т.н., доцент Шелудько Виктор Николаевич.

Основателем и первым заведующим кафедрой САУ был засл. деят. науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор Дмитрий Васильевич Васильев, который руководил кафедрой 30 лет (с 1947 по 1977 гг.). Затем, с 1977 г. по 1997 г., кафедру возглавлял засл. деят. науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор, заслуженный профессор ЛЭТИ Юрий Анатольевич Борцов. С 1997 г. по 2008 г. кафедрой руководил д.т.н., профессор Виктор Владимирович Путов.

Кафедра электрификации и автоматизации судов (ЭАС) была основана в 1930 г. Организаторами и первыми руководителями кафедры ЭАС были профессор В.И. Полонский и Г.З. Недзвецкий. Ее первым избранным заведующим стал профессор И.И. Демушкин. В 1937 г. кафедру возглавил к.т н., профессор Борис Иванович Норневский, который руководил кафедрой до 1981 г. С 1981 по 1988 гг. кафедрой заведовал засл. деят. науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор Андрей Васильевич Мозгалевский. С 1988 по 1996 гг. кафедру возглавлял д.т.н., профессор Лев Николаевич Токарев, с 1996 по 1999 гг. – к.т.н., доцент Сергей Анатольевич Степанов, с 2000по 2004 гг. – д.т.н., профессор Сергей Николаевич Турусов, с 2004 по 2008 гг. обязанности заведующего кафедрой  исполнял декан факультета д.т.н., профессор В.В. Путов.

За более чем 60-летний и 80-летний периоды существования кафедр САУ и ЭАС на них работали или продолжают работать целый ряд ученых, внесших заметный вклад в развитие науки, техники и высшего образования. К их числу относятся профессора Полонский В.И., Демушкин И.И., Норневский Б.И., Васильев Д.В., Борцов Ю.А., Мозгалевский А.В., Токарев Л.Н., Чуич В.Г. (позже заведовал кафедрой приборов ЛИАП), Путов В.В., Кизим Л.Д. (летчик-космонавт, ранее начальник Военно-космической Академии им. А.Ф. Можайского), Микеров А.Г. (заведовал кафедрой электрических машин), Галка В.Л., Калявин В.П., Мясоедов Г.Б., Поляхов Н.Д., Юнгер И.Б., Турусов С.Н.

За это время кафедры САУ и ЭАС подготовили около шести тысяч специалистов, несколько сотен кандидатов и 11 докторов технических наук. Среди выпускников кафедр два лауреата Ленинской премии, 10 лауреатов Государственных премий СССР, 14 профессоров. Многие десятки выпускников являлись или являются генеральными директорами, главными конструкторами, главными инженерами и руководителями крупных подразделений ведущих научных и производственных организаций нашей страны.

В период развития кафедры САУ с 1947 по 1977 гг. на ней сформировались три главных направления работ в интересах военно-промышленного комплекса СССР: разработка головок самонаведения противотанковых ракет; моделирование процессов функционирования подвижных объектов воздушного, наземного и морского базирования (ракет, самолетов, танков, артиллерийских установок, зенитных ракетных комплексов, кораблей, подводных лодок, торпед); создание аналого-цифровых вычислительных комплексов.

В 1977–1997 гг. на кафедре САУ развивается направление разработки и промышленного внедрения беспоисковых (аналитических) адаптивных систем управления гражданского и военного применения. Профессорами Ю.А. Борцовым, Н.Д. Поляховым и В.В. Путовым было организовано производство тиристорных электроприводов с адаптивными регуляторами, внедрение адаптивных регуляторов в авиационную промышленность (для управления двигателями с поворотными соплами современных истребителей КБ им. Сухого) и другие отрасли промышленности и военной техники. В этот период также разрабатывались методы формализации правил боевого использования корабельных средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) и велись работы по созданию автоматизированной системы отладки и испытаний функционального программного обеспечения комплекса РЭП больших кораблей типа авианосца «Адмирал Кузнецов».

Одно из главных научных достижений кафедры САУ в период с 2002 по 2010 гг. – создание под руководством профессора Путова В.В. совместно с холдинговой компанией «Созвездие Водолея» нового поколения автоматизированных электромеханических мобильных комплексов для непрерывного оперативного измерения коэффициента сцепления аэродромных и автодорожных покрытий. Они получили сертификат Межгосударственного Авиационного Комитета, включены в Государственный реестр средств измерения авиации России и серийно выпускаются предприятиями Холдинговая компания «Ленинец» (Санкт-Петербург).

В научной деятельности кафедры ЭАС наиболее плодотворным явился период ее работы под руководством профессора Б.И. Норневского – одного из основоположников отечественной корабельной электротехники и автоматики. За цикл работ по автоматизации электрических установок первого атомного ледокола «Ленин» Норневский Б.И. был награжден орденом «Знак Почета».

Профессор Мозгалевский А.В. в период заведования кафедрой ЭАС создал ленинградскую научную школу технической диагностики. Результаты его научных разработок легли в основу создания новых высоконадежных систем автоматики, управления и контроля для кораблей военно-морского и гражданского флота. Под научным руководством профессора Калявина В.П. с 1978 г. работает международная межвузовская школа-семинар «Методы и средства диагностики в технике и социуме».

Разработанные под руководством профессора Галки В.Л. системы контроля, защиты и безопасности морского транспорта внедряются в изделия судостроительной промышленности совместно с предприятиями ФГУП «ВНИИ МЭМ» и НПО «АМТ».

В настоящее время в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на кафедре успешно работает и развивается под руководством профессора Путова В.В. научно-педагогическая школа по разработке теоретических основ и технических приложений в области адаптивных аналитических и интеллектуальных систем управления нелинейными динамическими объектами с неопределенным описанием и неполными измерениями.

Сегодня коллектив кафедры составляют 41 преподаватель и 17 сотрудников, из них семь д.т.н., профессоров, 18 к.т.н., доцентов, шесть к.т.н., ассистентов, 11 ассистентов без степени, учатся 25 аспирантов. Средний возраст профессорско-преподавательского коллектива (без сотрудников и аспирантов) составляет менее 47 лет.

Кафедра ведет подготовку бакалавров и магистров по направлению 220400 «Управление в технических системах». Обучение магистрантов производится по двум образовательным программам: «Автоматизация и управление производственными комплексами и подвижными объектами» и «Автоматизированные системы управления морскими транспортными средствами». Преподаватели кафедры читают восемь курсов лекций для бакалавров и 20 курсов для магистрантов, в том числе два курса на английском языке. Начиная с 2006 г. кафедрой реализуется Совместная образовательная магистерская программа с Техническим университетом г. Лаппенранты (Финляндия) для подготовки магистров по схеме «Два диплома», совместная подготовка бакалавров с Сюйчжоуским техническим институтом (Китай).

Кафедра САУ располагает пятью учебно-научными лабораториями (УНЛ) и тремя учебными лабораториями (УЛ): УНЛ «Информационно-телекоммуникационные технологии», УНЛ «Мехатронные комплексы подвижных объектов и мобильные установки аэродромного обслуживания», УНЛ «Промышленные системы управления и автоматизации», УНЛ «Автоматизация и электроприводы Siemens», УНЛ «Автоматизированные системы морского транспорта», УЛ «Компьютерный класс», УЛ «Микропроцессорные устройства», УЛ «Электростатическая безопасность судов и кораблей».

Учебно-научные и учебные лаборатории используются не только для обучения студентов, но и для ведения научно-исследовательских работ и переподготовки работников научно-производственных организаций. Так, в УНЛ «Промышленные системы управления и автоматизации», созданной в 2008 г. при сотрудничестве со стратегическими партнерами кафедры САУ – фирмами «ЭлеСи» (г. Томск) и «Автоматика РУС» (г. Санкт-Петербург), проводится обучение сертифицированных специалистов по применению разрабатываемых на этих предприятиях автоматизированных систем управления технологическими процессами  и транспортными системами в нефтяной, газовой и деревообрабатывающей промышленности. На базе УНЛ «Мехатронные комплексы подвижных объектов и мобильные установки аэродромного обслуживания» проводится обучение сертифицированных специалистов по эксплуатации и обслуживанию серийно выпускаемых электромеханических мобильных установок для предпосадочного измерения фрикционных свойств аэродромных покрытий аэропортов Гражданской авиации РФ.

Выпускники кафедры являются широкими специалистами в области автоматизации и управления промышленными мехатронными системами и комплексами; морскими транспортными средствами; воздушными, наземными и надводными подвижными объектами; роботами, металлорежущими станками, лазерными технологическими комплексами; испытательными стендами, мобильными аэродромными установками и многими другими объектами.

Коллектив кафедры САУ занимает лидирующее положение в следующих областях научной и инновационной деятельности:

  • в области адаптивных аналитических и интеллектуальных (нейросетевых и нейронечетких) систем управления нелинейными динамическими объектами с функционально-параметрической неопределенностью и их приложений к классам многостепенных жестких и многорезонансных упругих электромеханических объектов;
  • в области разработки многофункциональных автоматизированных мобильных комплексов кон-троля и диагностики аэродромных и автодорожных покрытий;
  • в области автоматизированных систем контроля, защиты и безопасности морского транспорта;
  • в области автоматизированных систем управления технологическими процессами и транспорт-ными системами в нефтяной, газовой и деревообрабатывающей промышленности;
  • в области мобильных автоматизированных систем видеоконтроля и интеллектуальной обработки видеоинформации.