Выпускник ФЭЛ Андрей Тойкка: «Без знаний, полученных ЛЭТИ, невозможно осуществить серьезные исследования»

Выпускник ФЭЛ Андрей Тойкка: «Без знаний, полученных ЛЭТИ, невозможно осуществить серьезные исследования»

Лучший выпускник магистратуры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2022 года Андрей Тойкка рассказал о поступлении в вуз, интересе к научным открытиям, который сопровождает с раннего детства и дал полезные советы первокурсникам.

26.07.2022 585

Андрей Тойкка – лучший выпускник факультета электроники 2022 года. Андрей окончил обучение по англоязычной программе Renewable solar energy («Возобновляемая солнечная энергетика») со средним баллом 5.0.

За время обучения в вузе он принял участие в более, чем 10 международных конференций; стал автором 26 публикаций, 13 из которых индексируются базами данных Web of Science и Scopus; в 2021 году стал победителем конкурса «Студент года ЛЭТИ» и лауреатом конкурса «Студент года» в системе высшего образования Санкт-Петербурга в номинации «Лучший в научном и техническом творчестве», а также финалистом конкурса «Молодые, дерзкие, перспективные».

Мы поговорили с Андреем о его первом впечатлении о ЛЭТИ, самых сложных дисциплинах и планах на будущее.

Вы помните своё первое впечатление от университета? Каким Вы узнали вуз за первый год учебы? Какое место в нем Ваше самое любимое?

– Первый образ сформировался в конце июля 2016 года, когда вместе с отцом собирали информацию по вузам. Выбор лежал между ЛЭТИ, Политехом, Горным университетом и ГУАП, направление везде было одно и то же – «Электроника и наноэлектроника».

В Политех поступало много друзей, а также там учились знакомые, Горный находился рядом с домом, туда ходил на подготовительные курсы и писал там олимпиады, сам вуз понравился и оригиналы документов лежали там. ГУАП заканчивал мой дедушка, и само название было на слуху, причём туда уже в середине июля приглашали поступать без конкурса. Про ЛЭТИ узнал от бабушки, которая утверждала, что во время её студенчества в 70-е этот институт был на голову-две выше всех остальных, родители это подтвердили.

После общения с сотрудниками приёмных комиссий указанных вузов и сравнения сайтов вузов было принято решение зачисляться в ЛЭТИ.

Итак, к августу было известно следующее: приветливая атмосфера, большой выбор кафедр в пределах нашего направления, очень сложная учёба – собирательный образ на основе комментариев в социальных сетях и мониторинга сайта ЛЭТИ. На первый год была установка не отчислиться из-за неуспеваемости, так как я был зачислен «на дне» конкурсного списка.

Первый год учёбы целесообразно разбить на жизнь «до» и «после» первой сессии. В первом семестре не были известны средние требования преподавателей на «3», «4» и «5», что значительно усложняло ситуацию и добавляло стресса. Помогло то, что в школе была сильная математика и физика, да и химия, в целом, нравилась, поэтому эти предметы в ЛЭТИ сразу пошли хорошо и относительно легко давались.

Из любимых мест могу выделить переход между 3 и 5 корпусами, где располагаются парты и столы – здесь можно было заняться учебными делами или перекусить; скамейки возле памятника Александру Степановичу Попову или возле «крестов» – просто красиво, и можно подышать свежим воздухом. Сейчас в ЛЭТИ любимое место – кафедра фотоники.

Хочу дать первокурсникам пару полезных советов – делайте всё в срок, а лучше заранее. Если есть лабораторные, ИДЗ, курсовые, то лучше идти в первых рядах, чтобы успеть прикрыть недочеты; преподаватель практических занятий – лучший товарищ по предмету, у них, как правило, больше доступного времени на обсуждение пробелов, и задавать глупые вопросы не стыдно; следите за сном и питанием, потому что предстоит долгая дистанция.

После первой сессии оказалось, что учиться можно, причем на «4» и «5». Затем второй семестр прошёл практически незаметно, вот и закончился первый год.

Какие учебные дисциплины были самыми сложными, какие самые интересными и полезными?

– ТОП-1 среди самых сложных дисциплин – это английский язык, он же один из самых полезных. Есть проблемы с лексикой. В грамматике всё работает по аналогии с формулами, так что приемлемо, в разговорной части проблем не было, словарный запас не большой, но пользование уверенное.

Дисциплина под названием «Методы математической физики» оказалась универсальной – сложная, интересная, а потом оказалась еще и полезной в оптике.

Интересными и полезными были предметы с кафедры фотоники, потому что они напрямую связаны с научной деятельностью и дальнейшей работой. Нашими соседями по спектральному диапазону являются микроволны, поэтому дисциплины с кафедры физической электроники и технологии также были крайне интересными.

Безусловно, следует поблагодарить профессора кафедры фотоники Наталию Владимировну Каманину, которая была моим научным руководителем в бакалавриате и магистратуре, а также будет им в аспирантуре. Это очень сильный советский и российский физик-оптик с огромным багажом знаний и опыта, содержимым которого она делится. Мне очень повезло с наставником, и думаю, что практически все основные достижения во время учебы и исследований – благодаря ей.

Кто из преподавателей (сотрудников) университета оказал на Вас наибольшеевлияние/кого хотите поблагодарить?

– Отдельную благодарность следует выразить доценту кафедры фотоники Георгию Асадовичу Коноплёву. Содержание дисциплин, которые он у нас вёл, оказалось крайне полезными в исследованиях. Все учебные, организационные, а теперь уже и рабочие вопросы на нашей кафедре оперативно решаются через Георгия Асадовича.

Сейчас я занимаюсь исследованиями оптических материалов с наноструктурами и технологиями разработки устройств на их основе. Хочу заметить, что без профильных знаний, полученных ЛЭТИ, это было попросту не осуществить.

За формирование технической базы в бакалавриате в области оптоэлектроники хочу поблагодарить: декана факультета электроники Александра Васильевича Соломонова за курс лекций «Материалы электронной техники», профессора кафедры фотоники Сергея Анатольевича Тарасова за курс лекций по «Квантовая и оптическая электроника», доцента кафедры фотоники Оксану Сергеевну Степанову за курс «Оптика и устройства на ее основе».

В магистратуре тематика преподаваемых дисциплин стала еще ближе к области научных интересов. Часть методик, техник и подходов были созданы под впечатлением от пройденных курсов. Примечательно, что здесь уже можно общаться более предметно и обсуждать вопросы, которые полезны для текущих исследований.

За просвещение в области диагностики наноматериалов и полупроводниковых структур хочу поблагодарить: доцента кафедры фотоники Валентину Михайловну Пухову и профессора Александра Сергеевича Гудовских. Благодаря их материалам и обсуждениям я до сих пор собираю небольшие исследовательские стенды и/или испытываю новые техники для характеризации материалов.

Хочу поблагодарить за обучение в области вакуумных технологий: преподавателя кафедры фотоники Андрея Ивановича Косарева и доцента кафедры ФЭТ Виталия Валерьевича Витько. Эта область трудоёмкая, однако она дает много результатов и здесь ещё очень много неизведанного. Благодаря им у меня есть понимание, как двигаться дальше в этом направлении.

Какой первый научный урок Вам дал ЛЭТИ? С чего начался интерес к научным открытиям?

– Всё следует делать в срок – это правило работает и для науки. Интерес был всю сознательную жизнь. В раннем детстве я строил из плинтусов магистрали и пускал по ним игрушечные машинки, вместе с этим смешивал разные шампуни и гели, чтобы получить какое-нибудь новое свойство. Сюда же относятся опыты с морозильником и газовой плитой. Когда стал чуть постарше и жил в деревне, то были эксперименты с лупой, перепадами температур и с обработкой древесины и камней. В средней и старшей школах больше фантазировал на бумаге.

В университетские годы сначала экспериментировал с оптическими датчиками, а начиная с производственной практики на 3 курсе, стал заниматься углублённо материаловедением и оптоэлектроникой в лаборатории «Фотофизики сред с нанообъектами» при Государственном оптическом институте.

Какое достижение за годы учебы в ЛЭТИ вы считаете главным?

– Диплом с отличием в бакалавриате, причём с хорошим запасом. Его было сложнее всего получить, потому что 4 года – это длинная дистанция, на которой можно было совершить много серьёзных ошибок.

При распределении на первом курсе я оказался на кафедре квантовой электроники и оптико-электронных приборов. После двух лет обучения было перераспределение групп по кафедрам, остался на этой же, поскольку на тот момент занимался оптическими датчиками. Также интересовало применение оптики в тепловизорах, передаче сигналов и обработке материалов. В конце 3 курса начал уходить в науку на стыке оптики, материаловедения и химии.

При поступлении в магистратуру обнаружил на нашей кафедре англоязычную программу по возобновляемой энергетике. Поскольку английский язык в нашем ремесле крайне необходим, то решил подаваться именно на это направление.

По возобновляемой энергетике были точки соприкосновения с направлениями исследований нашей лаборатории. Дело в том, что ITO (indium tin oxides) пленки, которые мы используем в жидкокристаллических устройствах в качестве контактов, ориентирующих слоев и просветляющих покрытий, также являются популярным материалом в кремниевых солнечных элементах. Поэтому в магистратуре занимался больше тонкими пленками с осажденными углеродными нанотрубками. Таким образом, за два года в магистратуре получилось сильно подтянуть английский язык, расширить кругозор в области разработки ЖК устройств (с позиции контактов), а также получить ценные навыки по диагностике наноструктур и знания по вакуумным технологиям.

Почему Вы выбрали именно это направление обучения? Каким Вы видите свой дальнейший профессиональный путь? Будет ли он связан со полученной профессией?

– Сейчас я подал документы в аспирантуру на нашу кафедру. Моя кандидатская диссертация будет посвящена влиянию углеродных наноструктур на свойства прозрачных контактов при разработке ЖК-устройств. По смежной теме сейчас выполняется грант, что очень хорошо, поскольку будет апробация результатов.

Что касается планов, то, в первую очередь, нужно развивать свой технический уровень в области квантовой химии, гидродинамики и математического моделирования. Это в связке с экспериментальными данными должно давать хорошие результаты в области ЖК-технологий.

В краткосрочных планах – подготовка исследовательских стендов для студентов, работа по открытым проектам и развитие нашей компании (ООО «Фотофизикс»). В долгосрочных планах – расширение лаборатории, обновление учебных пособий по оптике, материаловедению и, привлечение студентов и выпускников на наше предприятие.


Студентка 3 курса гуманитарного факультета Виктория Никитина.