Директор ИНПРОТЕХ Наталья Трифонова: «Здесь трудно учиться, но здесь нужно учиться»

Директор ИНПРОТЕХ Наталья Трифонова: «Здесь трудно учиться, но здесь нужно учиться»

Директор Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) Наталья Викторовна Трифонова рассказала о том, как в ЛЭТИ готовят технологических предпринимателей будущего, что такое стартап-среда и как она помогает развить навыки «быстрого реагирования» в бизнесе.

22.06.2020 804

197376, Россия, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, дом 5

Осенью 2019 года самый молодой факультет ЛЭТИ – экономики и менеджмента был преобразован в институт и вместо уже привычного «ФЭМ» получил название ИНПРОТЕХ – Институт инновационного проектирования и технологического предпринимательства. Слоган «От инженерного знания к принятию управленческого решения» отражает ключевую направленность Института – на подготовку профессионалов в сфере технологического предпринимательства. Технологическое предпринимательство сегодня превращается в наиболее запрашиваемую профессию будущего, которую можно приобрести только на пересечении технического, управленческого, организационного знания, наиболее полного комплекта надпрофессиональных навыков (проектного управления, системного и экологического мышления, межотраслевой и межкультурной коммуникации) и, главное, по результатам собственной успешной рыночной апробации и отраслевого позиционирования новых продуктов и технологий.

– Инновации, инновационное развитие – сегодня эти слова стали популярными, мы часто их слышим с экранов телевизоров и в повседневной жизни.  Но не все понимают, что это такое, зачем они нужны. Наталья Викторовна, как бы Вы объяснили сегодняшним абитуриентам эти понятия и актуальность данной сферы?

– Что такое «инновации»? Спасибо, замечательный вопрос! Он звучит часто, что справедливо, поскольку определений великое множество, и есть убежденность у большинства в понимании природы инноваций. В основе инновации лежит изобретение, идея, которая обретает свое продуктовое, технологическое воплощение и подтверждает устойчивую во времени рыночную востребованность – тот самый спрос, что обеспечит положительный денежный поток, а в дальнейшем окупаемость. Без идеи, изобретения не будет инноваций. Без организации управления производством не состоится воплощение. Без рыночного знания не случится того таинства, которое именуется «преодоление рыночной пропасти», когда новинку в первых продажах «восторженно» встречает потребитель, реагирующий на новизну, но устойчивые продажи обеспечит лишь выжидающий потребитель-консерватор. Поэтому инновационное развитие связано с производством идей, с изобретательской активностью, с решением вопросов охраны интеллектуальной собственности, с развитием гибких производственных систем и, безусловно, знанием динамики рынков, переднего края технологий, умением предвосхищать потребности, устойчивый во времени спрос. Инновационное развитие невозможно без среды, в которой формируется, поддерживается изобретательский замысел, невозможно без эффективного управления производственной системой, маркетинговых усилий, конкурентной разведки (чего греха таить!) и стратегических действий. Благодаря инновационному развитию, лидирующие на рынках производители, те, что «слышат» нас, потребителей, лучше других, ведут нас в новую реальность, открывают нам новые возможности и помогают решать наиболее значимые проблемы.

Сегодня, когда мир столкнулся с новой реальностью, очевидны новые вызовы, только инновационное развитие организаций, регионов и стран даст возможность перестроиться, защитить людей, вернуть нам «планету людей», а не «планету без людей».

– Институт инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) появился в ЛЭТИ осенью 2019 года. До этого был факультет экономики и менеджмента. С чем было связано подобное преобразование? В чем основное различие факультета и института? 

– Такое преобразование связано со стратегическими задачами как в реальном производстве, так и в инженерном образовании; с возможностью решения управленческих и экономических задач в рамках таких направлений как инновационное проектирование и технологическое предпринимательство. Требуется интеграция компетенций, тех, что связаны с предпринимательской деятельностью. Сейчас в инженерной команде не хватает специалиста, который способен составить бизнес-план и рассчитать экономический эффект. И технические, и управленческие, и экономические компетенции должны быть у большинства представителей команды. Цикл «сжимается» настолько, что для принятия ряда решений нужны секунды. Это, знаете, как на старте компьютеризации, в 1980-90-е годы… Было достаточно простого навыка владения компьютером у секретаря босса. А сейчас нет успешных руководителей в лидирующих компаниях, которые не владеют большим перечнем технологий, в том числе компьютерных, нежели их подчиненные. Программы в рамках направлений «Инноватика» и «Управление качеством» позволяют студентам получить и экономические, и финансовые, и управленческие компетенции. Но, при этом, относятся к группе технических направлений.

Относительно различий факультета и института. Факультет организует академические процессы и научно-исследовательскую деятельность. Институт принимает на себя задачи поисково-исследовательской, консультационной деятельности, организации внешних межфакультетских и межуниверситетских мероприятий, активной работы и интеграции с индустриальным партнером, управления предпринимательским замыслом студентов, создания стартап-среды… И вновь созданные бюро, проектные офисы и лаборатории в нашем Институте – тому подтверждение. Например, по результатам выигранного гранта ФА «Росмолодежь», получившего поддержку у Министерства энергетики и Министерства науки и высшего образования РФ, в Институте будет создана EnergyLab – лаборатория оценки и продвижения проектов в энергетической отрасли, как студенческих, так и проектов, инициированных молодыми специалистами энергетических компаний РФ. И к данной деятельности будут привлечены аспиранты, магистранты, студенты старших курсов, поскольку проект молодежный, а подразделение – самое что ни на есть «взрослое».

– Кто такой предприниматель – сегодня знают все. А что за профессия – технологический предприниматель?

– Не уверена, что все знают, кто такой предприниматель, не уверена, что видят различия между предпринимателем и бизнесменом, собственником традиционного бизнеса. То, что предприниматель – это рискодержатель, именно он создает новые компании, думаю не все знают. Или, что вернее, забывают, смешивая предпринимательскую деятельность и коммерческую, предпринимательскую и управленческую. Технологическое предпринимательство – деятельность, связанная с предельно высоким уровнем риска, поскольку она обращена только к высокотехнологичным и инновационным рынкам и основана на научно-исследовательском поиске и изобретательской инициативе.

– Современный рынок труда уже нуждается в подобных специалистах или это профессия будущего?

– Мне кажется, что все, что было сказано ранее, свидетельствует о том, что большинство производственных компаний «задыхается» в отсутствие таковых специалистов. В данном случае недостаточно получения компетенций в академической системе – необходимо определенные навыки «прокачать», «проверить», апробировать. Далеко не каждый человек способен быть технологическим предпринимателем. Необходимо умело управлять портфелем технологических стартапов (обратите внимание, часто именно портфелем), что требует решимости и нетривиальных стратегических решений. Необходимо не просто набирать инженерные команды, но уметь работать в них, поскольку первым, кто оценивает замысел технического специалиста, проводит первичную экспертизу, является именно технологический предприниматель, рискующий своим благополучием и привлеченными средствами, полагающийся на собственную интуицию и знание технологического горизонта отрасли. То, что это специалисты будущего, у меня нет никаких сомнений, поскольку не «будущее их творит», а они «творят будущее».

– После реорганизации факультета в институт изменился ли перечень вступительных экзаменов и проходной балл? Каким он был в 2019 году по сравнению с прошлыми годами?

– Перечень вступительных испытаний остался прежним: для направления 27.03.02 «Управления качеством» и направления 27.03.05 «Инновации», в рамках которых сформированы основные профессиональные образовательные программы факультета, традиционно три предмета – русский язык, математика и информатика. Приходной балл на данные направления в 2019 году составлял 256 и 260 баллов соответственно, в совокупности по трем предметам, что на 18 баллов выше в сравнении с 2018 годом.

– ИНПРОТЕХ осуществляет подготовку бакалавров, магистров и аспирантов. Сколько человек обучается сейчас в Институте? Можно ли получить второе высшее образование?

– Сегодня у нас обучается 262 студента, в основном это студенты очной формы обучения, их большинство – 249 человек. Есть 10 аспирантов. Второе высшее образование в Институте на данный момент не реализуется, но двухуровневая подготовка специалистов (бакалавриат и магистратура) позволяет решить вопрос получения новой профессии (специальности).

Подготовка аспирантов осуществляется по двум направлениям – 27.06.01 «Управление в технических системах» и 38.06.01 «Экономика» в очной и заочной форме, кроме того, существует возможность подготовки кандидатской диссертации без зачисления в аспирантуру.

– Важная задача – сформировать у студентов предпринимательские компетенции. Для этого необходимо, чтобы образовательная программа была привязана к реальности, а преподаватели знали, что происходит в промышленности. Кто входит в состав преподавателей Института? Достаточно ли у них компетенций, знаний и навыков?

– Среди преподавателей Института большинство практикующих в реальном секторе консультантов, организаторов промышленного производства. Например, на кафедре Менеджмента систем качества, справедливо называемой многими российскими и зарубежными специалистами лучшей кафедрой в данном направлении, преподаватель-практик – это основное «входное» требование к профессорско-преподавательскому составу. Успешный опыт предпринимательской деятельности, внешнего консультирования, управления в реальном секторе имеется и у руководителей вновь созданных подразделений Института.

– С какими российскими компаниями, научными центрами и вузами ИНПРОТЕХ поддерживает технологический диалог? Есть ли опыт выступления  успешных предпринимателей с мастер-классами перед студентами или в качестве приглашенных спикеров в рамках курсов по предпринимательству?

– Круг наших партнеров весьма широк. Российский национальный комитет СИГРЭ (Международного Совета по большим электрическим системам высокого напряжения – Conseil International des Grands Réseaux Electriques), Фонд «Надежная смена», реализующий молодежные проекты в рамках платформы «Россия – страна возможностей», Международная Ассоциация по развитию Цифровой Экономики (IDEO), дочерние общества «ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ГК «Росатом», ПАО «Сибур Холдинг».

Среди академических партнеров НИУ Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, Томский политехнический университет. Это партнеры, с которыми мы взаимодействуем в постоянном режиме, в рамках реализации проекта «Стартап как диплом», подготовки крупноформатных инженерных кейсов для Международного инженерного чемпионата СASE-IN. В рамках региональных воркшопов мы приглашаем успешных предпринимателей и бизнес-тренеров, как, например, в декабре 2019 годасоздателя бизнес-инкубатора «Ингрия» Игоря Всеволодовича Рождественского. В новом учебном году планируем запустить формат «менторской гостиной». Выступая участниками гостиной, представители бизнес-сообщества смогут поделиться своим опытом и наблюдениями в сфере технологических стартапов. Готовим «менторскую гостиную» в on-line формате.

ИНПРОТЕХ поддерживает международные связи с ведущими университетами Европы. Какой формат сотрудничества с ними? Какие возможности в этом направлении есть у студентов?

– Международное сотрудничество представляет собой один из краеугольных камней подготовки специалиста будущего, повышает стандарт, расширяет горизонты, позволяет апробировать лучшие аудиторные и внеаудиторные практики. Мы активно поддерживаем партнерские отношения с зарубежными университетами не только Европы, но и Азиатско-Тихоокеанского региона, в перспективе – США и стран Африки. Участие в международных конференциях и выставках, стажировки студентов, совместные исследования, в которых участвуют студенты, составляют сегодня портфель международной активности студентов ИНПРОТЕХ.

– Расскажите об итогах международного сотрудничества ИНПРОТЕХ в 2019 году.

– Прежде всего, необходимо отметить традиционные формы международного сотрудничества – стажировки преподавателей и студентов. В этом направлении мы продолжаем ранее сформированные в рамках факультета направления международной работы (партнерство с университетами Греции, Дании и Норвегии) и поддерживаем инициативы международного департамента Университета. Мы постоянно находимся в переговорном процессе, уточняя предмет совместных исследований и организации стартап-проектов с зарубежными университетами и ассоциациями, банками и успешными предпринимателями. Особо стоит выделить сотрудничество с азиатскими партнерами. В декабре 2019 г. специалисты ИНПРОТЕХ приняли участие в Международном форуме развития промышленности новых материалов в городе Цзинин (провинция Шаньдун, КНР), инициированном Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством науки и техники КНР.

Можно ли сказать, что по окончании Института выпускники смогут работать над реальными бизнес-задачами, а некоторые – к концу обучения иметь готовый к запуску стартап?

– Безусловно. Практикоориентированное обучение и развитие навыков быстрого реагирования на условия изменяющейся среды мы выделяем в качестве важнейших ориентиров подготовки. Участие ребят в Международном инженерном чемпионате Case-In дает такую возможность. В рамках Чемпионата ребята решают инженерный кейс, является описанием реальной ситуации на производстве. Проект «стартап как диплом» позволяет создать свой собственный проект, получить экспертную и менторскую поддержку, а также найти инвестора.

Что бы Вы пожелали будущим абитуриентам, которые для поступления выберут Институт инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»?

– Наверное, пожелаю следующее.

Дорогой абитуриент! Ценность нашего Института состоит в том, что он создан именно в ЛЭТИ – университете, традиционно лидирующем среди инженерных вузов, имеющем репутацию университета, где «растят головы», «лучшие головы» по целому ряду технических специальностей. Здесь передний край науки, здесь кузница кадров технической интеллигенции города, страны, здесь формировались как личности и профессионалы легендарные ученые и инженеры. И здесь может развиваться технологическое предпринимательство – не декларативно, а в соответствии с индустриальным и рыночным запросом, в соответствии с жесткими требованиями высокотехнологичных отраслей и предприятий. Здесь трудно учиться, но здесь нужно учиться… И, если не ты, дорогой абитуриент, то кто?