Декан ФРТ Виктор Малышев: «Выпускники факультета радиотехники и телекоммуникаций высоко ценятся в России и за рубежом»

Декан ФРТ Виктор Малышев: «Выпускники факультета радиотехники и телекоммуникаций высоко ценятся в России и за рубежом»

О научных исследованиях факультета радиотехники и телекоммуникаций, о компетенциях выпускников и династиях преподавателей рассказал декан ФРТ, доктор технических наук, профессор Виктор Николаевич Малышев.

08.07.2020 798

Подготовка специалистов в области беспроводных технологий в Электротехническом институте императора Александра III началась с приходом в вуз изобретателя радио Александра Степановича Попова на должность профессора кафедры физики в 1901 г. В 1917 г. выпускник ЭТИ, профессор Имант Георгиевич Фрейман основал и возглавил кафедру радиотехники. За более чем вековую историю Первого электротехнического вуза Европы в университете прошли подготовку и работали многие ученые, которые вошли в историю становления и развития беспроводной связи.

В 1945 году в ЛЭТИ был создан радиотехнический факультет – старейший в России. За 75 лет его существования многое изменилось, но неизменным остается высокое качество подготовки квалифицированных специалистов. Сегодня факультет радиотехники и телекоммуникаций (ФРТ) продолжает и развивает научные традиции создателя отечественной школы радиотехники, изобретателя радио профессора А.С. Попова.

На факультете ведется подготовка высококвалифицированных кадров в области радиотехники, инфокоммуникационных технологий и систем связи, конструирования и технологии электронных средств, радиоэлектронных систем и комплексов. Выпускники работают в ведущих российских и международных предприятиях в таких сферах деятельности, как космическая и наземная локация, навигация и управление транспортом, спутниковая и сотовая связь, персональный телекоммуникационный сервис, системы компьютерного сбора и обработки информации, средства мобильной связи, аудиовизуальная, высокочастотная и микроволновая техника, компьютерное проектирование радиоэлектронных средств, аналоговая и цифровая микросхемотехника.

О том, чем сейчас живет факультет радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ», а также о его студентах, выпускниках и их достижениях рассказал декан ФРТ Виктор Николаевич Малышев.

– Виктор Николаевич, в этом году факультет радиотехники и телекоммуникаций отмечает 75-летие со дня основания. Расскажите, какие кардинальные перемены произошли на ФРТ за эти годы?  Как он изменился?

– Сегодня в состав факультета входят 10 кафедр, работают 140 высококвалифицированных преподавателей. Сотрудничество с более чем 15 высокотехнологичными предприятиями – стратегическими партнерами факультета дает возможность студентам проходить на их базе все виды практик, а выпускникам – получать рабочие места. В учебно-научных лабораториях ФРТ представлена прорывная проблематика – уникальные радиолокационные и телекоммуникационные технологии, видеотехника, материаловедение, медико-биологические технологии.

За последние годы факультет существенно расширил тематику и нарастил объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наиболее значимые результаты получены в областях навигации и локации; формирования, излучения, приема и обработки сигналов; антенно-фидерных устройств; систем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе комплексного мониторинга состояния атмосферы и гидросферы; информационной безопасности; формирования сигналов изображений; беспроводных, мобильных сетей и систем; кодирования, обработки и автоматизированной интерпретации пространственной информации; конструкторско-технологического обеспечение создания и производства радиоэлектронной аппаратуры.

Ряд выполненных НИОКР обеспечил поставку серийной высокотехнологичной продукции. Так, на основе разработок ученых ФРТ серийно выпускается целый ряд устройств навигационного обеспечения, связных, навигационных и локационных систем, антенн, систем инфокоммуникаций. Совместно с партнерами из США, стран Европейского союза, Юго-Восточной Азии мы успешно выполнили ряд крупных проектов. В частности, проект «Цифровая сфера — Финско-российская экосистема вещательного и Интернет-телевидения», в котором ЛЭТИ выступил в качестве ведущего партнера консорциума из шести российских и финских организаций, признан лучшим среди проектов Санкт-Петербурга по приоритету №1 программы «ENPI — Европейский инструмент добрососедства и сотрудничества 2007–2013». Также выигран конкурс на право реализации аналогичного проекта в программе ENI под руководством ЛЭТИ как ведущего партнера.

Влияние научных школ ЛЭТИ на содержание государственных образовательных стандартов и учебно-методическое обеспечение отечественного высшего профессионального образования традиционно велико. С 1987 года на базе университета работало Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации – общественно-государственная организация, в которую входили более 165 вузов России, а на базе факультета радиотехники и телекоммуникаций – учебно-методические советы по двум из трех направлений факультета. Разработка нескольких поколений государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры, в том числе по направлениям подготовки «Конструирование и технология электронных средств», «Радиотехника» отражают вклад факультета в развитие инженерного образования.

В настоящее время оформлена новая структура Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Электроника, радиотехника и системы связи» (11.00.00), в которой ЛЭТИ играет роль координатора, отвечает за дальнейшее развитие содержания и форм радиотехнической подготовки.

– По каким направлениям и специальностям сейчас ведется подготовка высококвалифицированных специалистов на факультете радиотехники и телекоммуникаций?

– В настоящее время факультет осуществляет подготовку бакалавров и магистров по трем направлениям.

Первое – это «Радиотехника». Руководителем является заведующий кафедрой теоретических основ радиотехники (ТОР), директор Научно-исследовательского института радиотехники и телекоммуникаций (НИИРТ), лауреат премии Правительства Российской Федерации и премии Правительства Санкт-Петербурга, доктор технических наук, профессор Виктор Николаевич Ушаков.

Современная радиотехника – это разработка систем и комплексов для наземной и космической навигации, локации и управления движением воздушного, морского и наземного транспорта. Студенты, обучающиеся по направлению «Радиотехника», получают фундаментальную теоретическую и практическую подготовку в области цифровых устройств и микропроцессоров, функциональных и сигнальных процессоров, антенных систем, телевидения и видеотехники, систем и техники СВЧ. Специалистов, окончивших подготовку в ЛЭТИ по направлению «Радиотехника», ждет успешная карьера на ведущих предприятиях радиоэлектронной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, а также на коммерческих предприятиях.

Второе направление – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Руководитель – декан ФРТ, заведующий кафедрой радиоэлектронных средств (РЭС), доктор технических наук, профессор Виктор Николаевич Малышев.

Обучение по данному направлению дает возможность получить интересную и высокооплачиваемую профессию в сфере инфокоммуникационных технологий, в области создания технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Профессиональная деятельность выпускников связана с проектированием и созданием перспективной радиоэлектронной техники для мобильной и стационарной связи, для объектов наземного и космического базирования, сетей передачи данных и персонального телекоммуникационного сервиса, систем компьютерного сбора и обработки данных.

Третье направление – «Конструирование и технология электронных средств». Руководителем является проректор по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», заведующий кафедрой микрорадиоэлектроники и технологии радиоаппаратуры (МИТ), доктор технических наук, профессор Виктор Анатольевич Тупик.

Обучение по данному направлению – это уникальная междисциплинарная подготовка на стыке физики, радиотехники, микрорадиоэлектроники, нанотехнологий, техники СВЧ и информационных технологий. Спектр изучаемых студентами дисциплин охватывает все аспекты создания радиоэлектронных устройств – от физических основ и технологии до дизайна и практических применений. Уверенное владение средствами моделирования и проектирования радиоэлектронных устройств и технологиями их производства открывает перед выпускниками широкие перспективы трудоустройства в высокотехнологичных российских и зарубежных компаниях.

Также на ФРТ ведется подготовка дипломированных специалистов (инженеров) по специальности «Радиоэлектронные системы и комплексы». Руководитель – президент СПбГЭТУ «ЛЭТИ», заведующий кафедрой радиотехнических систем (РС), доктор технических наук, профессор Владимир Михайлович Кутузов.

Студенты получают непрерывную инженерную подготовку в области проектирования и разработки современных радиолокационных и радионавигационных систем, устройств и алгоритмов цифровой обработки информации, микропроцессорной техники, антенных систем, СВЧ устройств, цифрового телевидения и современной видеотехники. Теоретическая подготовка в области теории радиотехнических цепей и сигналов, практические навыки использования систем автоматизированного проектирования, пакетов прикладных программ, языков программирования, полученные во время обучения, обеспечивают выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Расскажите об успешных научных проектах, выполненных на факультете.

– Одна из областей, в которой работают ученые ФРТ – это медицинская видеотехника. В числе успешных проектов – метод виртуальной хромоэндоскопии, который благодаря анализу и специальной визуализации эндоскопических изображений позволяет повысить их диагностическую ценность. По отзывам врачей, качество обработки не уступает мировым аналогам.

На стыке видеотехники и технологий машинного обучения в ЛЭТИ разработана интеллектуальная кольпоскопическая видеосистема поддержки принятия врачебных решений для ранней диагностики рака шейки матки.

Еще одна разработка, выполненная учеными факультета в интересах медицины, – высокопроизводительный конвейер обработки данных для эндоскопической видеосистемы, который реализует интеллектуальную процедуру улучшения визуального качества демонстрируемых врачу изображений.

На ФРТ активно ведутся работы по созданию телевизионных камер для экстремальных условий эксплуатации. Разработанные на кафедре телевидения и видеотехники телевизионные датчики для ориентации в космическом пространстве имеют точность не хуже 15”, что позволяет регистрировать звезды величиной 6m.

Работы, осуществляемые на ФРТ в области интернета технологий, обработки и анализа данных, связаны с созданием систем автоматического сбора и обработки данных, находящихся в открытом доступе в интернет.

В лабораториях инфокоммуникационных технологий и микропроцессорной электроники ведутся работы по интеграции инфокоммуникационных решений в системы «Умный дом», обработки информации многоцелевых датчиков. Предметом исследований и практических занятий является разработка автоматизированных систем, построенных на тактильных сенсорах, дистантных датчиках, средствах речевого взаимодействия с пользователем. Важную роль играют технологии обработки информации в микропроцессорных системах и использования машинного обучения.

Особое место занимает цикл разработок комплексов полуактивной радиолокаций, объединяющих методы и средства обнаружения целей и измерения их координат с использованием сигналов подсвета от сторонних источников, таких, как передатчики цифрового телевидения. Построено несколько вариантов таких комплексов, доведен до промышленной реализации пассивный когерентный локационный комплекс, предназначенный для обнаружения движущихся воздушных, наземных и надводных целей в охранной зоне важных объектов (критически важных, особо опасных и других), таких как атомные электростанции, крупные инженерные сооружения, гидроузлы, химические производства и т.д.

Кто сегодня составляет профессорско-преподавательский состав факультета? Есть ли на ФРТ династии?

– Среди преподавателей факультета есть опытные специалисты, а также молодые, но очень квалифицированные люди, прекрасно знающие предметную область и имеющие опыт профессиональной работы. Большинство участвует в научно-исследовательской работе в ЛЭТИ или на предприятиях-партнерах вуза. Среди сотрудников факультета всегда были и есть династии – до трех поколений, одновременно работающих в университете. Мы по праву гордимся этим.

– Современный рынок труда диктует свои условия. Одно из них – наличие у выпускников вузов не только прочных теоретических знаний, но и практических навыков. Как этот вопрос решается на факультете? С какими компаниями Вы сотрудничаете?

– В Санкт-Петербурге, наряду с выдающимся культурным ландшафтом, всегда была представлена наукоемкая высокотехнологичная промышленность и академическая наука профильных для нас направлений. Более 15 крупных, средних и малых предприятий – стратегических партнеров ФРТ ЛЭТИ предоставляют свои ресурсы для всех видов практик и последующего трудоустройства выпускников. Актуальный перечень партнеров можно увидеть на сайте ЛЭТИ. Пять базовых кафедр при высокотехнологичных предприятиях и институтах РАН помогают нам вовлекать студентов в профессиональную деятельность.

– Расскажите о студенческих научных разработках на факультете.

– Студенты часто участвуют в крупных передовых проектах, реализуемых в ЛЭТИ и на предприятиях, ведут и представляют на защите выпускных работ собственные оригинальные, доведенные до высокого уровня проработки проекты. Не лишним будет подчеркнуть, что наши студенты занимают призовые места в самых разных конкурсах и олимпиадах. Многие имеют научные публикации, выступают на конференциях, в том числе международных.

– Какие перспективы у выпускников после окончания вуза? Насколько они востребованы на рынке труда?

– Безусловно, для успешной работы на предприятиях необходимые самые разные знания и умения, не всегда выпускник вуза готов решать сложные комплексные проблемы. Выпускников факультета радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» отличает хорошая базовая подготовка, способность преодолевать препятствия, решать новые, нетрадиционные задачи, овладевать новыми знаниями. Поэтому их высоко ценят и в нашей стране, и за рубежом.

– Какие качества Вы стараетесь воспитать в студентах?

– Сегодня очень важны так называемые soft skills – надпрофессиональные качества. Помимо получения теоретических знаний и компетенций, студенты ФРТ учатся решать задачи в команде, коммуницировать с коллегами, подчиненными и партнерами, получать и обрабатывать информацию, успешно преодолевать стресс.

– Что Вы, как декан факультета, хотели бы пожелать будущим абитуриентам, которые для поступления выберут факультет радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ»?

– Будущим студентам ФРТ я желаю сделать правильный выбор! Получать высшее образование надо там, где преподаватели и сотрудники участвуют в реальной профессиональной деятельности высокого уровня, и могут передать своим студентам не только знания, но и особое чувство вовлеченности в очень непростую, но и очень интересную работу.